МААМ-картинки

Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке

ирина мельникова
Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке

Мельникова Ирина Алексеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Рябинушка»

,.Новая Ляля

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогом - воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. В современных психолого-педагогических исследованиях экологическое образование и воспитание является одной из актуальных проблем. (1, с. 24) Все выше перечисленное обозначено и в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров которые представляют собой социально-нормативные характеристики:

Публикация «Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке» размещена в разделах

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы. (7,с. 29,подпункт 4.6)

ФГОС ДО раскрывает познавательное развитие детей через развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (7, с. 11 пунк 2, подпункт 2.6)

Образование детей – целенаправленный процесс воспитания и обучения. Для обеспечения целенаправленности образовательного процесса важным является целевой ориентир в педагогической деятельности. (6, С. 24)

Анализ концептуальных, нормативно – правовых и программно – методических документов позволил педагогическому коллективу детского сада разработать портрет экологически грамотного ребенка, который стал целевым ориентиром для всех участников экологического образования детей дошкольного возраста.

Учитывая специфику дошкольного возраста, содержание экологического образования осуществлялось в самостоятельной деятельности детей на прогулках, в центрах развития, что соответствовало системному подходу – интеграция различных видов деятельности: исследовательской, игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной, двигательной. Для ознакомления детей с природой широко использовались прогулки, а принцип интеграции позволил решать и задачи физического развитии (подвижные игры экологического содержания, походы в лес, экскурсии, речевого развития детей (обогащение словаря, звуковая культура речи, составление творческих и описательных рассказов по картинам о природе). Для развития воображения использовались дидактические игры, изготовленные из природного материала, элементы логического мышления помогли сформировать карты – схемы ориентации на местности. Для предупреждения травматизма на участке использовались наглядные пособия по ОБЖ. В процессе наблюдения на прогулках дети знакомились с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время (таянием снега, набуханием почек, появлением травы и. т. д.). Разнообразные игры с природным материалом- песком, водой, льдом, листьями, камнями (элементарная опытно-экспериментальная деятельность) позволили детям определять более глубокие выводы и умозаключения. (2, с. 19) Одним из средств развития у детей интереса к природе являются наблюдения за погодой, поэтому умение наблюдать и изучать погоду имеет большое практическое значение – это расширяет кругозор, развивает наблюдательность, приучают детей к аккуратности и систематичности в работе. Большое образовательное значение имеет и труд в природе, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. (3,с. 48)

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования и к организации развивающей предметно-пространственной среды, созданная в группах развивающая среда помогает детям использовать и применять свои знания в продуктивной деятельности в процессе самостоятельной работы.

Особое внимание для достижения цели экологического образования имеет и работа с родителями (родительские собрания, консультации, оформление родительского уголка, выставка литературы на экологическую тему, фотовыставки, дни здоровья, различные акции и конкурсы.

Немаловажное значение в работе экологического образования отводится сотрудничеству с социальными партнерами (детская библиотека, городской досуговый центр, школа, дом детского творчества, ветеринарная лечебница, СПК Новолялинский сельско – хозяйственный производственный кооператив).

Обогащение и расширение образовательного пространства помогло сформировать у детей чувство близости с природным миром, дети стали задавать больше вопросов, не просто созерцать природу, а заботиться и ухаживать за ней. У дошкольников сформировалась элементарная система знаний о жизни растений и животных, факторах неживой природы влияющих на них.

Результаты работы показали высокую эффективность созданных психолого педагогических условий.

Литература

1. Бондаренко. Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2011г

2. Иванова. А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Москва. Издательство сфера, 2009 г.

3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез, 2014 г

4. Теплюк. А. Н. Занятия на прогулке с малышами. Москва. Мозаика – Синтез, 2010г.

5. Под редакцией Н. Е. Вераксы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва. Мозаика – Синтез, 2010г.

6. Соломенникова. О. А. Серия: Библиотека программы воспитания

и обучения в детском саду. Мозаика-Синтез, 2005г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155

Публикации по теме:

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Задача формирования развития у дошкольников.

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов).

Консультация «Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» СКОРОБОГАТЬКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА «Формирование начал экологической культуры у детей раннего дошкольного возрвста.» Экологическое воспитание-очень.

Мастер-класс «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира» Цель мастер – класса: представить педагогам эффективный прием работы по формированию экологической культуры через исследование окружающего.

Необычные гости из Адлера. Развитие любознательности при формировании экологической компетентности (фотоотчет)Необычные гости из Адлера. Развитие любознательности при формировании экологической компетентности (фотоотчет) Сегодня у нас необычные гости, это красноухие черепашки. Они прилетели из Адлера, дорога заняла 27 часов самолетами, через всю страну и.

План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками» План самообразования воспитателя Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного.

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Логика природы есть самая доступная для детей.

Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 17:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД