Развиваем диалогическую речь в игре

Елена Румянцева
Развиваем диалогическую речь в игре

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

Овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений:

Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое - либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

Умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т. д.

Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).

Наблюдения за детьми выявили недостаточный уровень развития вышеназванных умений.

В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Но это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов.

Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.

Этапы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников, используя игры и игровые приемы:

На первом этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом используется склонность детей к подражанию.

К источникам речевого подражания относится речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Используя художественные средства, привлекается внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:

- инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать слоненок? Как он об этом спросил?», «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Как своей мечтой он поделился с мамой?».

- ответные высказывания: «Что ответил попугай слоненку?», «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?».

Особая роль отводится художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Например, читая по ролям потешку про зайца, они усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.

- Ну-ка, зайка, поскачи – поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи – постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

В этом диалоге дети учатся шутливо реагировать на побуждение.

В других стихотворных текстах заимствуются вежливые формы побуждений.

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворения (Е. Благинина «Черемуха»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях (А. Барто «Я знаю, что можно придумать.», С. Маршак «Перчатки» и др.). Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.

- Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньки в нашем саду!

- Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

и т. д.

Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему.

Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами.

Диалогическое единство вопрос – ответ присутствует в играх «Почта», «Фанты», «Маковое зернышко», в подвижных играх «Лиски», «Краски» и др.

Реплики из пары сообщение – реакция на сообщение присутствует в играх «Садовник», «Колпачок», «Как у тетушки Ирины», «Пчелки и ласточки» и др.

Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай!» и др.).

На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами.

Для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих используются такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений.

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а позднее – произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Используются народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава?», «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.

На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу (маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. д.

На третьем этапе работы используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами.

Особая роль отводится словесным играм, т. к. они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков». Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.

Например, в игре «Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.

Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Так, карточка с изображением цветных пятен ориентирует на вопрос о цвете предмета, с изображением геометрических форм – о форме предмета и т. д. Изображение кружков в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане) – символ вопросительного слова «где», изображение часов – «когда», изображение цифр – «сколько».

Умение давать реплики из диалогической пары сообщение – реакция на сообщение закрепляется в играх «Кто кого запутает?», «Небылицы», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и др.

С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение и т. п., а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Так, в игре Любимые места города» одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие высказывают предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Дети высказывают свои догадки, при необходимости уточняя какие-либо детали, и стараются отгадать, о чем идет речь.

Игра «Кто кого запутает» провоцирует столкновение мнений, одно из которых неверное. Чтобы вести этот диалог, дети опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета.

Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др.

В игре «назови родителей» один из игроков берет картинку с изображением какого-либо животного и, образуя слово, называющее его детеныша, побуждает кого-то из детей назвать его маму и папу. Правильно ответивший берет следующую картинку и продолжает игру.

В игре «Угощение» дети учатся выражать благодарность, принимая угощение или вежливо отказываться от него. Один игрок берет карточку с изображением животного, а другой – с изображением угощения. При этом присутствует элемент случайного выбора (ребенок не знает, какая ему попадется карточка).

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов самостоятельную речевую практику.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Животные
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развиваем диалогическую речь в игре
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 23:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благоустройство территории детского сада
Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются, учатся, гуляют...
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду»
План-конспект НОД в группе раннего развития Тема: «Дети в детском саду» Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений детей....
Консультация для родителей «Поведение детей в период адаптации».
Ваш ребёнок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по - разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идёт в группу, но...
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Развлекательный досуг «Поиски клада» для старшей группы.
Участники: воспитатель ( пират, дети. Цель: 1. Создание бодрого, радостного, веселого настроения. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи:...