Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда как условие максимальной реализации образовательного потенциала организации

Светлана Ровенец
Развивающая предметно-пространственная среда как условие максимальной реализации образовательного потенциала организации

2 слайд Согласно утвержденному федеральному государственному образовательному стандарту, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к учреждению и приспособленной для реализации Программы ДОО.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как условие максимальной реализации образовательного потенциала организации» размещена в разделах

3 слайд Главным объектом в дошкольном образовании определяется ребенок и учет его интересов. Это идеология нового стандарта -детоцентризм, подход к формированию развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет ребенку роль субъекта образовательного процесса : он может сам выбирать игрушки и материалы, виды деятельности, партнеров, продолжительность и интенсивность игр и занятий. Но «детоцентризм» - это ещё и признак, отличающий современных детей от детей предыдущих поколений. Происходит индивидуализация образовательной среды, когда каждый ребенок требует индивидуального подхода, исходя из особенностей и потребностей его развития.

4 слайд Одним из ключевых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования выступает образовательная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер».

5 слайд Понятие «развивающая предметно — пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Следует знать, что пространственная организация среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно - образовательного процесса. А наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие, иными словами, пространственную организацию можно назвать формой, а наполнение-содержанием. При этом необходимо соблюдать баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

6 слайд Поэтому при создании предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

принцип полифункциональности означает, что предметно-пространственная среда должна открывать новые возможности для воспитанников и учащихся, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

принцип трансформируемости раскрывается в том, что предметно-пространственная среда предоставляет возможность изменений пространства;

принцип вариативности указывает на то, что предметно-пространственная среда предполагает периодическую сменяемость материала и оборудования, появление новых предметов, стимулирующих активность воспитанников и обучающихся. Принцип вариативности предусматривает наличие возможностей для функциональных изменений различных предметов в зависимости от условий образовательного процесса, возможность проявления творческой, преобразующей активности всеми субъектами образовательного процесса;

принцип насыщенности среды состоит в том, что предметно-пространственная среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе примерной программы, а также возрастным особенностям детей;

принцип доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

7 слайд принцип безопасности среды предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

принцип целостности. Данный принцип означает создание целостного пространства, создаёт возможность субъектам образовательного процесса воспринимать различные виды своей образовательной деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга;

принцип информативности предметно-пространственной среды, который связан с предоставлением дополнительной актуальной информации участникам образовательного процесса, что повышает их возможности управления этой средой;

принцип индивидуализации среды. Данный принцип обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве (местах для уединения);

принцип комфортности означает, что в образовательном пространстве образовательной организации для всех участников образовательного процесса имеется возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным особенностям и потребностям.

8 слайд Выделяют несколько основных функций предметно-пространственной среды : развивающая, воспитывающая, стимулирующая, организационная, коммуникативная. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Целью оформления среды является создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

9 слайд Последовательность проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы

«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально - коммуникативному,познавательному, речевому, художественно - эстетическому, физическому, расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного пространства и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

Важно помнить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Предметное содержание

10 слайд Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т. к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);

- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

- провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка.

11 слайд Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.

12 слайд Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.

Примерный перечень зон для организации РППС.

-для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

- для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

13 слайд При построении РППС необходимо учитывать требования следующих нормативных документов. Нормативно-правовые документы определяющие создание предметно-развивающей среды :1. ФГОС,2. СаНПиНы 2.4.1.2660-10;3. Письмо МО РФ от 15.03.2004г «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;4. Письмо МО РФ от 17.05.95 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

5. Концепция построения развивающей среды авт. Петровский В. А.

Публикации по теме:

Физкультурная развивающая предметно-пространственная среда Инструктор по физическому воспитанию МДОУ №127 Короткова Е. Н. Моя развивающая предметно-пространственная среда является неотъемлемой частью.

Предметно-пространственная развивающая среда группыПредметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.

Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными государственными образовательными стандартами,.

Проект «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ» (фотоотчёт)Проект «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ» (фотоотчёт) Проект родительского клуба «Родительская академия». Тема: «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ». Место проведения: средняя.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основных направлений развития ребенка. Познавательное.

Развивающая предметно-пространственная среда Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие нравственно-патриотического воспитания дошкольников В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование.

Развивающая предметно-пространственная среда в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС доРазвивающая предметно-пространственная среда в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучшие обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того,.

Семинар для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ» Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда как условие максимальной реализации образовательного потенциала организации
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 12:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД