Получи документы

Реализация принципа интеграции в формировании познавательных интересов детей

Руслана Кириенко
Реализация принципа интеграции в формировании познавательных интересов детей

Реализация принципа интеграции в формировании познавательных интересов детей.

«Предмет будет усвоен, если ему будет положено

прочное основание, если это основание будет заложено

глубоко, если все, допускающее различие, будет

различно самым точным образом, а все имеющее

взаимную связь, постоянно будет соединяться»

Я. А. Каменский

. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

Познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и т. д.)

Публикация «Реализация принципа интеграции в формировании познавательных интересов детей» размещена в разделах

Информация (опыт и достижения)

Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира)

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее его творческая, исследовательская деятельность.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Почти каждый день в повседневной жизни ребенок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой неживой природы. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему установить простейшие закономерности, выделить объективные причины, связи и зависимости явлений окружающего мира.

Что же такое познавательный интерес? Это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, приносящая удовольствие.

Работая с детьми, выявила следующие этапы развития познавательного интереса :

Постановка проблемы.

Определение источников получения информации

Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения с взрослыми

Систематизация и обобщение полученного опыта

Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности

В работе над развитием познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

Создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе

Обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку.

Стимулирование включения ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую)

Включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые)

Развитие познавательного интереса у дошкольника возможно при наличии в группе доступной, разнообразной, мобильной развивающей среды.

При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействуют на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

Сильнейшим побудителем развития познавательных интересов является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе: дидактические игрушки, путешествия, головоломки, соревнования, «Хоровод загадок».

Стараюсь поддержать у воспитанников интерес посредством художественного слова (стихи, загадки, пословицы, выражений – «следите за моей мыслью», «продолжи мою мысль», «завяжите узелок на память».

Значительное место в развитии познавательных интересов занимает познавательно - исследовательская деятельность. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: прием пищи, занятия, игра, прогулка, умывание. В своей работе стремлюсь создавать специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. В группе был создан уголок экспериментирования, где дети могут познакомиться со свойствами магнита, увеличительного стекла, с понятием мерки, вес, объем, познакомиться со свойствами разных предметов как зрительно, так и тактильно.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от маленьких и больших открытий. Самое чудесное то, что эту деятельность мы можем интегрировать в любую образовательную область, в режимные моменты.

Так же хорошо позволяет поддержать познавательный интерес поисковая деятельность, постановка проблемы. Весьма эффективная форма, которую использую в работе – это игровые проблемно – практические ситуации, когда создаются игровые условия, «препятствия», которые побуждают воспитанников применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, изобретая нестандартные разно – вариативные подходы. В связи с этим у детей всегда в свободном пользовании занимательные игровые материалы и пособия, такие как: «Сложи узор», головоломки, д\и «Часть и целое», счетные палочки, домино, «Колумбово яйцо», и т. д.

Конечно же не стоит забывать о сюжетно-ролевой игре. Здесь отображаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий.

Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет её.

Хорошей формой развития познавательных интересов является экскурсия. Она дает возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязь его объектов и явлений.

Мы знакомим детей с устройством детского сада, его помещениями и их назначением, профессиями. Также наши дети знакомятся с библиотекой, памятниками Великой Отечественной Войны, с дорожными знаками. Чаще эта форма используется в социально-коммуникативной области. Но так же можно использовать, например, при знакомстве с художественной литературой - посещение уголка другой группы.

Продуктивная деятельность - это не только получение определенного продукта. В этой деятельности дети познают форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов. В эту деятельность мы активно интегрируем экспериментирование и поисковую деятельность. Например: смешивание красок, какой кистью лучше рисовать, как сделать из квадрата пароход, можно ли рисовать с помощью ватных дисков, как сделать белочку и т. д.

Знакомство с произведениями искусства конечно, главным образом, решает художественно – эстетического развития детей, но при этом позволяет уточнить целостную картину мира, знакомить со свойствами предметов, явлений, веществ. Например: «Вхождение в пространство картины» М. В. Мацкевич позволяет познакомить не только с картиной, но и использовать поисковую деятельность (как войти в картину, уточнить знания о свойствах предметов (на ощупь определить, что дерево шершавое, о явлениях природы (снег тает, включить исследовательскую деятельность (опыт - «Почему нельзя есть снег, закрепить знания о правилах безопасности.

Чтение художественной литературы не только доставляет эмоциональное удовольствие, но и обогащает представления детей об окружающем мире.

Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или диковинных животных природы, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. С этой целью художественное слово использую в течение всего времени пребывания в детском саду.

Не стоит забывать о двигательной деятельности детей. Здесь я использую разнообразные формы организации двигательной деятельности:

Утренняя гимнастика

Подвижные игры

Физкультурные развлечения

Физ. минутки

Двигательная активность способствует активизации знаний о себе, об окружающем мире, развивает воображение, память, речь, способствует ориентировке в пространстве и на собственном теле. Так же закрепляет знания о предметах, спортивном инвентаре, видах спорта, о безопасности жизни, здоровом образе жизни.

В подвижных играх дети не только выполняют различные роли, но и уточняют знания о явлениях природы, о средствах передвижения. В процессе игры создаются возможности для развития речи, упражнения в счете.

Не менее важным является знакомство с природой, где воспитание познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Здесь уточняем и обобщаем знания о явлениях живой и неживой природы, их свойствах, цикличности. Так же формируем знания о безопасном поведении в природе, о профессиях (агроном, лесник, ветеринар, садовник и т. д.)

Эффективным методом является проектная деятельность – где могут взаимодействовать все образовательные области, разнообразные формы и методы развития познавательных интересов. Этот метод позволяет уточнить, обобщить знания детей об окружающем мире, сформировать умение применять имеющийся опыт в практической деятельности. Так же этот метод позволяет активно включить в деятельность родителей. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты её значимы как для детей, так и для взрослых. Наши проекты: «Мурманск – столица Заполярья», «Рыбацкая династия», «Мой любимый дворик», «Что в имени твоем» и др.

Таким образом, для того, что бы развитие познавательных интересов протекало увлекательно, живо, что бы полученные знания усваивались, что бы всегда присутствовала новизна – необходимо использовать принцип интеграции. Этот принцип позволяет объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов.

Данный принцип позволяет рассмотреть конкретный предмет с нескольких сторон, в разных его аспектах, позволяет переключаться на разнообразные виды деятельности, использовать разнообразные методы и формы развития познавательных интересов, что повышает усвоение материала детьми, снимает утомляемость и перенапряжение.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Анкетирование «Изучение интересов и склонностей обучающихся» Цель: При помощи анкеты определить основные склонности воспитанников. Анкета Фамилия___Имя___класс.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Осеннее развлечение с элементами интеграции для детей среднего возраста Образовательные задачи: развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. используя здоровьесберегающие.

Проект «Мир интересов. Папа»Проект «Мир интересов. Папа» Паспорт проекта. Проект «Мир интересов. Папа». Вид проекта: познавательно - творческий. Возраст детей: 5 – 7 лет Реализация проекта: январь.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Выставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детейВыставка «Мастерим вместе с папой» как реализация принципа коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи детей Одна из эффективных педагогических форм работы, как известно, является домашнее задание. В феврале родителям было дано мною заданию смастерить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация принципа интеграции в формировании познавательных интересов детей
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 19:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД