МААМ-картинки

Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя___

Дата рождения___

Домашний адрес___

Домашний телефон ___

Откуда поступил___

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ___

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___

Национальный язык ___ Двуязычие___

Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___

Заключение ПМПК___

Публикация «Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дата заполнения речевой карты___

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития ___

Перенесенные заболевания:

До года___ После года___

Ушибы, травмы головы___

Судороги при высокой температуре___

Раннее развитие

Голову держит с ( в норме: с 1,5 мес.)___ __Сидит с ( в норме: с 6 мес.) ___

Ползает с ( в норме: с 6 -7 мес.)___Стоит с ( в норме: с 10 - 11 мес.)___

Ходит с ( в норме: с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с ( в норме: с 2,5 - 3 мес.)___

Первые зубы появились в ( в норме: 6 - 8 мес.)___

Количество зубов к году ( в норме: 8 зубов)___

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Невролог___

Речевой анамнез

Гуление в ( в норме: с 2-х мес.)___ Лепет в ( в норме: с 4-6 мес.)___ ___

Первые слова ( в норме: около года)___

Первые фразы ( в норме: от 1,5 до 2-х лет)___

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___

Отношение членов семьи к речевому дефекту___

Занимались ли с логопедом ___

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)___

2. Адекватность эмоциональных реакций___

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

• Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___

• Определение направления звука___

• Восприятие и воспроизведение ритма___

2. Исследование зрительного восприятия

• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___

• Восприятие формы ( показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

• Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___

• Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___ ___

• Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)___

• Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

___

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

___

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)___

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).

___

Выполнение упражнений:

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).

___

Кинестетическая основа движений:

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___

Кинетическая основа движений:

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___

Навыки работы с карандашом:

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___

Манипуляции с предметами:

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

___

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

___

Выполнение упражнений:

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___

• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) ___

Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

___

Движения губ:

Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений___

Движения языка:

«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»___

• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)___

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___

• Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

___

• Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

___

2. Понимание различных форм словоизменения.

• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)

___

• Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

___

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко

___

• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)

___

• Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Понимание предложений (по предложенным картинкам)

___

• Понимание текста, сказка «Колобок»___

4. Состояние фонематического восприятия.

• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :

мышка - мишка ___ почка - бочка ___

катушка - кадушка ___ корка - горка___

• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :

речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

___

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Мебель: ___

Овощи: ___

Фрукты:___

Птицы: ___

• Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

Нос ___ рукав___

рот___ воротник___

шея___ пуговица___

живот___ кабина машины___

грудь___ руль___

• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Стул, стол, шкаф___

Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___

ГЛАГОЛЫ.

Ответить на вопросы:

Как передвигаются птицы? (летают) ___

Как передвигаются рыбы? (плавают)___

Как передвигается змея? (ползает) ___

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___

Как передвигается человек? (ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает (лает)___

А как подает голос корова? (мычит)___

А как подает голос петух? (кукарекает)___

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

• Назвать предъявленные цвета.

Красный ___ ___ Голубой

Оранжевый ___ ___ Синий ___

Желтый ___ ___ Белый ___ ___

Зеленый ___ Чёрный ___

• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Солнце какое? (круглое) ___

Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___

Огурец какой? (овальный) ___

2. Состояние грамматического строя речи.

• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).

Рот - рты___ Лев - львы ___

Река - реки___ Ухо - уши ___

Кольцо - кольца___

• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)

Шаров ___ Берёз ___

Ключей ___ Окон ___

Ложек ___

• Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).

Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___

• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).

Где сидит снегирь? (на дереве) ___

Где стоит машина? (в гараже)___

У кого кукла? (у девочки) ___

Где едет машина? (по дороге) ___

• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___

• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).

Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___

• Образование названий детенышей животных.

У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___

3. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

___

4. Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).

Самолет ___Микстура ___

Скворец Парашютист ___

Фотограф Погремушка ___

Сестренка развешивает простыни. ___

В универсаме продают продукты. _

Парашютисты готовятся к прыжку. ___

Состояние звукопроизношения

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___

произношение и различение звуков: произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С).

с с' з з' ц ш ж ч щ л л' р р' н н' м м' j

Изолирован

в словах

в речи

т т' д д' к к' г г' х х' в в' ф ф' п п’

б б’

Изолирован

в словах

в речи

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___

• Продолжительность речевого выдоха ___

• Сила голоса ___

• Модуляция голоса ___

6. Особенности динамической стороны речи.

• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___

• Ритм (нормальный, дисритмия) ___

• Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ___

• Употребление основных видов интонации ___

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

• Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба па-ба-па ___

да-та-да ___ та-да-та ___

га-ка-га ка-га-ка ___

за-са-за са-за-са ___ _

та-тя-та ___ тя-та-тя ___

• Выделение начального ударного звука из слов.

Астра арка_ ___

Осень ___ озеро __

Улей ___ уши___

Иглы искры ___

Логопедическое заключение

___

Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 мая 2014 в 23:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД