МААМ-картинки

Речевое развитие в логопедической подготовительной группе «Путешествие в подводный мир рек и морей»

Галина Евтенко
Речевое развитие в логопедической подготовительной группе «Путешествие в подводный мир рек и морей»

Программные задачи:

Образовательные. Обогащать словарный запас, развивать связную диалогическую речь. Составлять рассказы – описания по картинкам с использованием плана. Формировать навыки словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами. Продолжать усвоение притяжательных прилагательных: чья голова? – это рыбья голова и т. д. Упражнять в подборе глаголов к слову «рыба» : варить, ловить, и т. д. Закреплять умение выделять одно – и двуслоговое слово.

Публикация «Речевое развитие в логопедической подготовительной группе „Путешествие в подводный мир рек и морей“» размещена в разделах

Развивающие. Расширить знания и представления воспитанников о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, той пользе. которую они приносят. Активизировать внимание и память дошкольников, развивать логическое мышление, дыхательную активность. Развивать интонационную выразительность речи, умение читать стихи эмоционально, сопровождать чтение движениями.

Воспитательные. Воспитывать умение самостоятельно подготовить необходимый материал для занятия; желание внимательно слушать товарища, помочь найти правильный ответ

Словарь: морские и речные обитатели, зубастая пасть, золотистая чешуя, речная хищница, гибкий хвост, речной санитар, метать икру, мариновать, консервировать, пресноводные, гигантская рыба, жабры.

Предшествующая работа:

1. Беседы, расширяющие знания о жизни морских и речных рыб.

2. Чтение стихов, рассказов о рыбах: Н. Сладков «Щучья охота», Пермяк «Первая рыбка», сказки о рыбах.

3. Заучивание стихов, загадок.

4. Игры с пальчиками.

5. Рисование «речные рыбы»

6. Лепка «Морские обитатели»

7. Коллективная аппликация «Рыбы»

8. Индивидуальная работа: составление одно – и двуслоговых слов, образование слов с помощью суффикса – ище.

Методы и приемы:

1. Музыкальное сопровождение.

2. Художественное слово (пословицы, загадки, стихи).

3. Словесные игры.

4. Речь с движениями.

5. Рассматривание иллюстраций. 6. Словарная работа.

7. Вопросы.

8. Поощрение

Оборудование: картинки с изображением речных и морских рыб; план для составления рассказов; дидактическая игра «Это чье, чья, чьи?»;компьютер, экран; иллюстрации речных, морских обитателей; ткань голубого цвета, имитирующая речку и море.

Подготовка :

1. Расстелить ткань, имитирующую речку и море;

2. Разложить картинки речных и морских рыб;

3. На экране через компьютер изображение речки и моря;

4. На магнитной доске прикрепить план составления рассказов.

Ход.

Воспитатель читает загадку:

Все вокруг белым – бело,

Много снега намело,

Ветер завывает.

Когда это бывает?

Воспитанники - Зимой!

В. Как хочется, ребята, очутиться на берегу летней реки, окунуться в теплую морскую воду. Вам хочется этого? Давайте закроем глаза, представим, что мы на теплом берегу реки. Надевайте водолазные костюмы.

(Звучит музыка, воспитанники имитируют движения)

В. Опускаемся на дно реки

(Читает, воспитанники выполняют движения)

- Мы в речном подводном мире, друг. (выполняют движения руками, плывут)

-Рыбы плавают вокруг (волнообразные движения ладошками поочередно)

- Рыба – лещ и рыба – щука, рыба сом, налим, пескарь.

В. Как называют рыб, живущих в реке?

Воспитанники: Речными, пресноводными

В. А почему их называют пресноводными?

Воспитанники. Они живут в реке, а вода в реке пресная, не соленая.

В. В реке много рыб, закиньте удочки, поймайте рыбку.

Воспитанники. Берут картинки речных рыб, называют их.

В. Я тоже поймала рыбку (читает) :

Никогда я не дремлю,

В речке карасей ловлю.

Карасям наука,

Что не дремлет (щука)

В. (держит в руках игрушку – щуку) Какое туловище у щуки?

Воспитанники. Вытянутое.

В. А как вы думаете, есть ли у рыб шея?

Воспитанники. Нет, голова сразу переходит в туловище.

В. У щуки. Как и всех рыб. Есть плавники. Для чего они нужны?

Воспитанники. Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

В. А чем же дышит рыба в воде?

Воспитанники. Она дышит жабрами.

В. Что еще есть на голове у рыбы?

Воспитанники. Глаза.

В. Закрывает ли рыба когда – нибудь глаза?

Воспитанники. Нет, она даже спит с открытыми глазами.

В. Чем питаются рыбы?

Воспитанники. Отвечают.

В. Щука тоже любит водоросли?

Воспитанники. Щука питается мелкими рыбками. Она – хищница.

В. Умницы! Вы отлично знаете речных рыб, помните, что щука- речная хищница.

Но нам пора продолжить наше путешествие дальше. Река впадает в море, такое безбрежное, огромное! Морских обитателей нам увидеть сложно. Море гораздо глубже, чем река. Нам надо опуститься на морское дно. Приготовьтесь!

Упражнение на дыхание.

Руки на грудь, глубокий вдох через нос, выдох через рот(2 раза)

Упражнение пальчиками (развитие мелкой моторики)

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошки у лба козырьком)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз, как бинокль)

Здесь прозрачная вода,

Плывет морской конек сюда.

Вот дельфины, а вот кит.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог. (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

В. Сколько удивительных рыб мы здесь видели, назовите их.

Воспитанники. Берут иллюстрации морских рыб, называют.

В. Осторожно, осторожно, плывет очень опасная рыба! Вы узнаете ее?

Воспитанники. Это акула.

В. У акулы – гигантская пасть!

Зубы острые, как ножи.

В эту пасть боятся попасть

Осьминоги, дельфины, моржи.

Как называют акулу?

Воспитанники. Хищница, морской волк.

В. Какое у нее тело?

Воспитанники. Большое, вытянутое.

В. Я вам уже рассказывала про акулу, вспомните, какие у нее зубы?

Воспитанники. Треугольные, острые.

В. Чем питаются акулы?

Воспитанники. Они ловят рыб, осьминогов.

В. Чем опасны акулы?

Воспитанники. Они могут нападать на людей.

В. В море, как и в реке свои хищники. (Берет иллюстрации акулы, щуки)

Усаживайтесь поудобнее, сейчас мы с вами составим интересные рассказы об этих хищниках. А я запишу ваши заметки, и мы их прочтем детям старшей группы, чтобы они знали об этих хищницах. Составлять рассказы будете по плану.

Пункты плана:

1. Как называется рыба?

2. Как она выглядит?

3. Где живет эта рыба?

4. Чем питается?

5. Как размножаются рыбы?

6. Что интересного вы знаете о щуке, акуле?

Затем каждый пункт плана – рисунок воспитатель показывает, а ребята объясняют.

Внимательно посмотрите на картинки рыб, выберите, о какой из них вы составите рассказ.

Воспитанники составляют, воспитатель следит за речью, исправляет речевые ошибки, оценивает каждый рассказ.

После двух – трех рассказов физкультминутка.

Щука хищная, зубастая (2- мя руками показать пасть щуки)

Для лещей, плотвы опасная. (щелчки зубами, пальцами)

Ищет, кем же поживиться? (повороты вправо, влево)

Чей – то рядом хвост мелькает (помахать кистями рук, как хвостом)

Хвать! Тут щука не зевает (пасть захлопывается) Но попалась на крючок! Тащит щуку рыбачек! (перебирают пальцами рук воображаемую леску, тащат из воды щуку)

В. Я предлагаю вам игру «Собери рыбку». Постарайтесь правильно определить и назвать, чьи же это части? (на столе – карта – план, отдельные части: плавники, голова, хвост, жабры, икринки) Игроки берут картинки и отвечают на вопрос: чья это голова? (Это рыбья голова и т. д.)

В. С этим заданием вы справились отлично. Мы с вами знаем, что рыба – любимая еда на нашем столе. А вы знаете, как ее готовят?

Воспитанники. Консервируют, замораживают, солят, коптят, маринуют, жарят, сушат, варят уху, готовят рыбные котлеты.

В. Помогите превратить рыб в рыб – великанов.

Воспитанники. Лещ – лещище, сом - сомище и т. д.

В. Внимательно рассмотрите речных и морских рыб. Назовите рыб, в названии которых один слог (кит, сом, лещ). Два (карась, дельфин, щука). Три и т. д.

В. Да, ребята, вы много знаете о речных и морских рыбах. Умеете составлять интересные рассказы. Подскажите мне, какую рыбу в старину называли золотой?

Воспитанники. Золотой рыбкой называли карася.

В. Почему?

Воспитанники. Потому что, когда карась выпрыгивал из воды, его чешуя блестела на солнце.

В. А чем знаменита золотая рыбка?

Воспитанники. Золотая рыбка исполняет все желания.

В. Вот и сейчас золотая рыбка – карась, услышала, что мы возвращаемся на землю, и приготовила нам подарок – свои волшебные чешуйки!

Приготовьтесь к возвращению домой.

(Звучит музыка, дошкольники выполняют плавные движения)

Вот мы и дома! Золотая рыбка приготовила для всех вас золотые волшебные чешуйки. Вы обязательно подарите их своим друзьям, маме и папе. Пусть их желания всегда сбываются, а вы не забудьте придумать свои пожелания.

(воспитатель раздает чешуйки, вырезанные из золотистой бумаги)

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по формированию словообразовательных навыков у детей с ЗПР Старшая группа 1период:(сентябрь, октябрь, ноябрь) Лексические темы: Осень”,”Овощи”“Части тела”, “Фрукты”, “Посуда”, “Продукты питания”.

Наглядное пособие «Логопедический коврик» ГБОУ СОШ №3 СП ДС №7 «Ягодка» г. Чапаевск Авторы Борисова Н. В. Приданцева Н. В. Цель: Повысить эффективность коррекционной работы логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие в логопедической подготовительной группе «Путешествие в подводный мир рек и морей»
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 17:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД