МААМ-картинки

Рекомендации для воспитателей «Дидактическая игра как средство умственного воспитания ребенка»

Яна Шляпцева
Рекомендации для воспитателей «Дидактическая игра как средство умственного воспитания ребенка»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Существует выражение «Вся наша жизнь игра», которое давно не является метафорой. Игра существует уже десятки веков, проникая на все континенты, в различные сферы общественной жизни и выполняя различные функции. Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта [4, с. 171].

Публикация «Рекомендации для воспитателей „Дидактическая игра как средство умственного воспитания ребенка“» размещена в разделах

Каждый народ имеет огромный запас детских игр, в которых дети познают окружающий их мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности.

Значение дидактической игры в развитии и воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Многие педагоги оценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Е. В. Горева пишет: «Дидактическая игра, представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка»[5, с. 202].

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра также является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта. Именно в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают к более высокой стадии развития. Этим можно объяснить огромные воспитательные возможности игры, ведущей деятельности дошкольника.

По мнению Л. А. Сеземиной: «Организованная воспитателем игровая деятельность является одной из форм непосредственно образовательной работы с детьми младшего возраста. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Все внимание детей обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается»[6, с. 198].

Игра – это важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает дома и в детском саду, находят в игре свое практическое применение и развитие. Ребенок, воспроизводя в игре различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, размышляет над тем, что он видел, о чем ему читали и говорили. Для него становится понятен смысл многих явлений, их значение. Воплощение жизненных впечатлений через игру является сложным процессом. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, ведь с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. В соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии дети выбирают игровую деятельность, позволяя тем самым постепенно сформировать общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре у детей умственная активность всегда связана с работой воображения. Благодаря этому в игре у дошкольника развиваются творческие способности.

Благодаря интересным играм у детей создается бодрое, радостное настроение, происходит удовлетворение их потребностей в активной деятельности, жизнь ребенка становится полной. Если лишить ребенка увлекательной игры то даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок станет вялым, будет плохо развиваться. В игровой деятельности у ребенка все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

Большое количество игр отражает труд взрослых. Подражая домашним делам мамы или бабушки, работе врача, учителя, шофера, летчика и т. д., у ребенка воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принять участие в нем[3].

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Березовская А. В. Пишет: «Так, дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности»[2, с. 302].

Таким образом, в предлагаемой статье сделан обзор литературы, позволяющий обобщить некоторые современные исследования необходимости использования дидактической игры как средства умственного воспитания ребенка. Дидактическая игра является необходимым средством развития и воспитания ребенка в силу того, что любое задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют новые и уже приобретенные навыки, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми. Заметим также, что обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила позволяют оценить ребенку или взрослому посильность данной игры, они служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли[1].

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить не только полноценное развитие детей дошкольного возраста, но и необходимый уровень воспитания.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка» «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с.

Игра как средство экологического воспитания. Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания» Дидактическая игра как средство экологического воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Чебурашка» муниципального образования город-курорт Анапа.

Консультация для родителей «Игра как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Игра как средство нравственного воспитания» Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Презентация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. (слайд 2) Человек стал человеком, когда услышал.

Рекомендации для воспитателей «Сказка как средство формирования физических качеств у детей младшего дошкольного возраста» Сказка как средство формирования физических качеств у детей младшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами идеей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей «Дидактическая игра как средство умственного воспитания ребенка»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 14:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД