Папки-передвижки

Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений для учителей –логопедов, педагогов и родителей

Ольга Пашковская
Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений для учителей –логопедов, педагогов и родителей

Комплекс основных артикуляционных упражнения

Рекомендации

По выполнению артикуляционных упражнений для учителей – логопедов, педагогов и родителей

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

Публикация «Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений для учителей –логопедов, педагогов и родителей» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и опреде-ленных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять про-стые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Органы артикуляции

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением зву-ков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении.

Виды артикуляционных упражнений

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабаты-вают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

Упражнения для нижней челюсти

Упражнения для щёк

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для мягкого нёба.

Организация работы

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном со-стоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо пе-дагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движе-ний, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игро-вые приемы.

Показывает выполнение упражнения.

Дает инструкцию по выполнению упражнения : инструкции надо давать по-этапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик язы-ка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ре-бёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Напри-мер: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе заня-тия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми (3-4 лет) следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям (4-5 лет) требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В (6-7 лет) дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнасти-ки, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказ-ку необходимые упражнения.

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопро-вождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуля-ционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить само-стоятельно.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки

1. Позевывание.

2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и ка-пать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

3. Полоскание горла.

4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

5. Покашливание.

6. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, дере-вянные палочки.

Упражнения для нижней челюсти

1. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

2. Жевательные движения.

3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек

1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

2. Перегонка воды из одной щеки в другую.

3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ

1. Улыбнуться, не обнажая зубы.

2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстоя-ние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.

4. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

7. Вибрация губ (фырканье лошади).

8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.

9. Чмоканье.

10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.

11. Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, рас-тягивания подъязычной складки («уздечки»)

1. «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

3. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

5. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

6. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

7. Слизывайте капельки сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.

8. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

9. Присчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

10. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

11. «Вкусное варенье». Слизывай варенье с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

12. Вылизывай тарелочку «Кошка вылизывает сметану» всей поверхностью языка.

13. «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

14. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

15. «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

16. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

17. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка во-дить вперед-назад по небу.

18. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с си-лой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

(Выполняются с закрытым ртом).

1. Опускание головы вниз.

2. Запрокидывание головы назад.

3. Поворот головы вправо-влево.

4. Наклоны головы вправо-влево.

5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопро-тивлением рук.

Публикации по теме:

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок»Мастер-класс для учителей-логопедов. Логосказка «Волшебный цветок» Мастер- класс: практическая часть Логосказка: «Волшебный цветок" Цель: Поделиться опытом работы с логосказкой для использования педагогами.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Нетрадиционная техника рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Рекомендации для педагогов и родителейНетрадиционная техника рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Рекомендации для педагогов и родителей Известно, что использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей заряд положительных эмоций, позволяет в доступной, интересной.

Рекомендации для педагогов и родителей «Игры с пластмассовой тарелочкой Фрисби»Рекомендации для педагогов и родителей «Игры с пластмассовой тарелочкой Фрисби» Что может быть приятнее и полезнее прогулок на свежем воздухе? Будь это лето, или теплые, солнечные деньки осени. Правильно организованная.

Рекомендации для родителей и педагогов «Как вести себя в 2020 году, чтобы всё удавалось?»Рекомендации для родителей и педагогов «Как вести себя в 2020 году, чтобы всё удавалось?» По восточному календарю Белая Металлическая Крыса будет покровительствовать в первую очередь смелым и честным людям. Не стоит пытаться никого.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Зачем малышу раскраски? Рекомендации для родителей и педагоговЗачем малышу раскраски? Рекомендации для родителей и педагогов Раскраски для детей – это один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время. В ЧЁМ ПОЛЬЗА РАСКРАСКИ? 1. Ребёнок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений для учителей –логопедов, педагогов и родителей
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 08:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД