МААМ-картинки

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»

Лариса Никошина
Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Публикация «Консультация для учителей-логопедов „Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, 1978; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001; И. И. Мамайчук, 1990, и др., показывают, что преодоление речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности и взаимодействие с педагогами и родителями.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

I. Диагностика.

II. Коррекционно-развивающая работа

1. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков

2. Формирование лексико-грамматических категорий – наращивание словарного запаса, словообразование, словоизменение.

3. Развитие связной речи – пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картин, по алгоритму, опорным схемам, моделям.

4. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа и синтеза, чтения.

5. Ознакомлению с окружающим миром.

6. Коррекционно-оздоровительное (здоровье сберегающее) -

физкультминутки, игры на развитие общей и мелкой моторики рук, зрительная гимнастика для глаз в форме компьютерных презентаций.

7. Формирование зрительно-пространственных отношений.

III. Взаимодействие с педагогами: воспитателями и специалистами.

IV. Взаимодействие с родителями.

V. Обмен опытом.

Формы использования ИКТ

1. Работа в Microsoft Works (работа с таблицами, диаграммами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word, работа в Microsoft PowerPoint). Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

2. Оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности в Microsoft Publisher;

3. Обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов в помощь родителям.

4. Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка

5. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

6. Электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

7.DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

8. Специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

9. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов.

10. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.

11. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

12. Аудио, видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Направление работы : ДИАГНОСТИКА

Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности. Использование мультимедийных презентаций для обследования разных сторон речи детей. Диагностика детей, построение таблиц, диаграмм, сравнительных диаграмм, графиков, хранение информации.

Использование ИКТ при диагностике :

- вносит элемент занимательности,

- реализует игровые моменты,

- позволяет длительное время удерживать внимание и интерес дошкольников.

Учителя-логопеды успешно используют мультимедийные презентации на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, связной речи и обучению грамоте. А вот использование компьютерных вариантов диагностики речевого развития пока еще встречается крайне редко.

В данной методической разработке представилась возможность разработки эффективной системы компьютерной диагностики речевой сферы воспитанников путем комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных.

В качестве диагностического материала представлена мультимедийная презентация, позволяющая в рамках одного задания обследовать несколько категорий языковых единиц.

За основу компьютерной экспресс-диагностики (КЭД) использовался «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой, переработав традиционную методику диагностики с учетом требований образовательной программы и возрастных норм речевого развития детей 5-6 лет. Картинный материал, содержащийся в альбоме, имеет свои недостатки: на листе содержится сразу 6 объектов, что снижает концентрацию внимания у дошкольников. Часто дети, имеющие нарушения внимания, нарушения зрительного восприятия быстро утомляются и отказываются продолжать обследование. Учитель-логопед сталкивается с необходимостью динамического обследования детей разного возраста (5-7 лет, которые имеют структуру дефекта, в связи с чем, актуальным является вопрос о разработке унифицированной методики экспресс-диагностики речи.

Созданная, мной Компьютерная Экспресс-диагностика актуальна с точки зрения удобства в использовании, она многофункциональна и эргономична, так как при использовании КЭД время на обследование различных компонентов речи значительно сокращается. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает логопеду создать условия для оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя зоны актуального и ближайшего речевого развития.

Также мной накоплен материал уже имеющихся диагностических обследований или элементов для его проведения, что составляет общую базу КЭД.

Подробное изложение материала и презентация представлены в приложении.

Формы использования икт :

Работа в Microsoft Works (работа с таблицами, диаграммами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word, работа в Microsoft PowerPoint).

работа с микрофоном, диктофоном,

Представляющиеся возможности:

- создание базы данных по итогам диагностики;

- проведение мониторинга работы;

- отслеживание динамики работы;

- составление графиков и диаграмм.

Направление работы : ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Формы использования икт :

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

- игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru.

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Представляющиеся возможности:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

- улучшение речевого продуцирования;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости запоминания ( включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях

Направление работы : ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ :

Распространение личного опыта и получение оценки своего труда от коллег, используя возможности Интернета.

Создание условий для профессионального саморазвития: использование в логопедической практике статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах и т. д.

Осуществление взаимодействия между специалистами коррекционно-логопедической службы и воспитателями с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. с целью повышения их профессионального уровня, поиска наиболее эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы.

Проведение консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов готовых и созданием собственных презентаций в Microsoft PowerPoint с целью демонстрации своего педагогического опыта и популяризации новых форм и технологий, используемых на практике.

Создание буклетов в Microsoft Publisher; обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов из опыта работы в области логопедии.

Представляющиеся возможности:

- возможность для педагога выхода в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.

- возможность более широкого общения на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др.

Направление работы : ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Формы использования икт :

Проведение консультаций, собраний, семинаров-практикумов, круглых столов с использованием готовых и созданием собственных презентаций в Microsoft PowerPoint на различные темы; создание буклетов в Microsoft Publisher; обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов в помощь родителям.

использование видеозаписи, аудиозаписи, фотоматериалов для демонстрации родителям.

Представляющиеся возможности:

- Обеспечение диалога учителя – логопеда и родителей;

- Индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;

- Возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития;

Использование информационных и коммуникационных технологий в работе с родителями.

Информационно-просветительские формы работы : родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической работы, так как осуществляют свою главную задачу – повышение педагогической компетенции через рассмотрение проблем, но не дают полного представления о ходе коррекционно-развивающего процесса. И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями :

•организация проблемных семинаров и семинаров-практикумов (индивидуальных, групповых)

• проведение практических занятий с участием родителей;

•организация и проведение интерактивных игр;

•проведение круглых столов;

использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ, в том числе, мультимедийных презентаций;

•оформление буклетов, бюллетеней и т. д. для родителей;

•выпуск речевых газет.

Применение ИКТ в логопедическом обследовании детей, служит повышением мотивации. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя для планирования дельнейшего педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития. Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу учителя-логопеда.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать следующие выводы:

1. ИКТ становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

2. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.

3. Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).

4. Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

5. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь их ведущей деятельностью является игровая.

Правила работы за ПК, гигиенические требования, условия для здоровьесбережения.

• Помните, что длительная работа за компьютером вредна для маленьких детей. Поэтому детям дошкольного возраста допустимо проводить у компьютера не более 15 минут, а на индивидуальных занятиях-5-7 минут.

• Следите, чтобы ребёнок при работе за компьютером сидел правильно, это поможет не допустить лишней перегрузки: стул должен быть со спинкой;

• Клавиатура и мышь должны располагаться так, чтобы предплечья рук лежали на столе;

• Глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;

• Расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть 60-70 см;

• Источники освещения в кабинете не должны вызывать блики на экране;

• Целесообразно после занятий на компьютере проводить динамическую паузу, гимнастику для глаз.

Гигиенические требования

Дети 6 лет 1-2 групп здоровья – 15 минут в день

Дети 6 лет 3 группы здоровья – 10 минут в день

Дети 5 лет 1-2 групп здоровья – 10 минут в день

Дети 5 лет 3 группы здоровья - 7 минут в день

Дети 6 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день

Дети 5 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения –

7 минут в день

Условия для здоровья сбережения

использование новых моделей компьютера

• включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

• проведение гимнастики для глаз - переводить взгляд с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд

• применение компьютера на одном занятии в течение 5-10 минут и не более двух раз в неделю;

• изменение видов деятельности во время занятия

использование мультимедийного проектора (расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, 2 - 2,5 метра)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми. Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению.

Инновационный проект «Использование методов кинезиологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР» Руководитель проекта: Заведующий МБДОУ№31 Н. А. Правдюкова Авторы проекта: учитель-логопед О. В. Шилова учитель-логопед Н. А. Краснолуцкая Правильная.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе» Тестопластика в коррекционно – логопедической работе При осуществлении коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Консультация для родителей «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для родителей: «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи». Человек формируется в результате.

Консультация для учителей-логопедов «Использование компьютерной программы ПервоЛого в работе учителя-логопеда» Что такое ПервоЛого Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дети развиваются в движении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 20:03
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД