Получи документы

Рекомендации родителям старших дошкольников по профилактике нарушений чтения и письма в школе

Ольга Аристова
Рекомендации родителям старших дошкольников по профилактике нарушений чтения и письма в школе

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ

У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия, буквы смешиваются на письме.

Публикация «Рекомендации родителям старших дошкольников по профилактике нарушений чтения и письма в школе» размещена в разделах

Также наблюдается искажённое воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, недописывание элементов букв, лишние элементы букв).

Данные нарушения возникают из - за недоразвития оптических речевых систем в головном мозге, что является предпосылкой к формированию оптической дисграфии у школьников.

Оптическая дисграфия – это нарушение письменной речи, связанное с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими».

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития.

В ваших силах устранить эти предпосылки до начала школьного обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины ( зрительного гнозиса: предметного, буквенного).

2. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный, по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется следующим.

Все буквы русского алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки.

Определите уровень сформированности пространственных представлений у ребенка. Используйте в повседневной жизни тренинговые задания на дифференциацию правой и левой частей тела, ориентировку в окружающем пространстве, на листе бумаги. Например, игра «Муха».

Для этого упражнения требуется лист бумаги с расчерченным на нём девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

Выявление предпосылок оптической дисграфии

Одним из самых простых способов выяснения сформированности у ребенка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Попросите ребенка выполнить следующие задания:

1) Положи один карандаш НА книгу, другой – ПОД книгу, третий – В книгу, четвертый – ЗА книгу, пятый – ОКОЛО книги, а шестой удерживай НАД книгой.

2) Возьми карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги, ОТ книги.

Чтобы выяснить уровень развития у ребенка зрительного анализа, достаточно предложить «Найти отличия» в двух рисунках.

Способность ребенка сложить из кубиков или мозаики по образцу какой-либо узор демонстрирует его умение синтезировать отдельные части в целый предмет.

В домашних условиях рекомендуется регулярно в виде игры предлагать ребенку различные упражнения, направленные на:

уточнение пространственного расположения букв

* Найди букву в ряду сходных (ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ ВБ и т. д.)

* Сконструировать букву из любых материалов (конструктора, шнурков, мозаики, фасоли, пластилина, скрутить из проволоки и т. д.)

* Определять различия сходных букв.

* Показать правильную букву среди неправильных.

* Дописывание недостающих элементов буквы.

* Срисовывание, вырезание буквы, обведение контура, письмо в воздухе, на ладошке, на спине.

Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш, и он выписывает им буквы на потолке.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Рекомендации и презентация к неделе письмаРекомендации и презентация к неделе письма Неделя письма К сожалению и к вящей радости, всё в жизни меняется. Что-то хорошее уходит в прошлое и покрывается пылью забвения, но обязательно.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям старших дошкольников по профилактике нарушений чтения и письма в школе
Опубликовано: 23 марта 2020 в 13:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД