Лучший педагог года

Родительское собрание в средней группе «Хочу говорить правильно»

Светлана Чебакова
Родительское собрание в средней группе «Хочу говорить правильно»

Форма проведения: семинар-практикум с использованием видео презентации.

Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей среднего возраста правильной и красивой речи.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей среднего дошкольного возраста; обучать правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи в детском саду; ознакомить родителей с речевыми играми в форме игры «Что? Где? Когда?».

Публикация «Родительское собрание в средней группе „Хочу говорить правильно“» размещена в разделах

Ход мероприятия

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

1 слайд

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: - О! как же ты красива!

2 слайд

Тема нашей встречи «Хочу говорить правильно»

3 слайд

Правильная и выразительная речь – звуковой портрет человека.

4 слайд

Для чего нам нужна речь?

5 слайд

Особенности развития речи ребенка 4 – 5 лет.

6 слайд

Развитие словаря.

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.

Активный словарь – слова, которые ребенок произноси в активной речи.

Пассивный словарь – слова, которые ребенок не произносит, но

соотносит с предметами.

Мы взрослые должны развивать у детей активный словарь, знакомить с новыми словами, их значениями. (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения (я, мой, твой, наш, предлоги, числительные, обобщающие понятия (фрукты, овощи, посуда, д. животные) .

7 слайд

Грамматический строй речи

Усвоение морфологических элементов слов (приставки, суффиксы, окончания) .

Усвоение правил построения предложений.

Использование разных частей речи.

Отвечать на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящих из трех-четырех и более слов.

Составлять фразы из двух-трех предложений.

Использовать в речи предлоги (в, на, под, над)

(игры «Где сидит игрушка?», «Где спряталась игрушка?»

8 слайд

Звуковая культура речи - Правильное произношение звуков.

Это у нас самая больная проблема.

Многие дети говорят очень плохо, не выговаривают много звуков.

В 3 года звукоподражание у ребенка еще до конца не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5.5-6 годам. Если и в этом в его речи останутся серьезные дефекты, тогда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.

9 слайд

Нередко ребенок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе (язык, губы).

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений.

10 слайд

Усадите ребенка перед зеркалом и начинайте.

«Как едет лошадка» Предложите ребенку пощелкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Ребенок щелкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк». Он должен при этом быстро произносить повторяющие звуки «бал-бал-бал». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

«Верблюжонок плюется» Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на язычке образовался желобок. Предложите ребенку поплеваться, как верблюжонок, но беззвучно (без слюны)

Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка» (удерживать, считая до пяти). Чередуйте эти упражнения.

Упражнения для языка: «Блинок», «Лошадка», «Грибок», «Часики».

Массаж: покусать язычок, язычок вырывается, зубки стараются удержать, расслабить язык.

11 слайд

Упражнение «Подбери слова»

- Подберите эпитеты к словам:

«снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий);

«человек» (замечательный, вежливый, участливый, предупредительный, доброжелательный, открытый, сердечный).

12 слайд

Упражнение «Положительный пример»

Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подавать ребенку пример.

Ситуация 1. Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого скажите: «Фу-ф, я так разозлилась и испугалась, когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».

Ситуация 2. Вы забыли ключи от дома. Вам хочется от досады ударить входную дверь, обвинить в случившемся кого-либо. Вместо этого скажите: «Как жаль, что я забыла ключи, и мы не можем попасть домой. Давай поиграем в слова и подождем, пока придет папа и откроет дверь».

Ситуация 3. Ребенок рассыпал банку с крупой. У вас резко портится настроение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убрала и не выношу грязный пол. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».

13 слайд

Вывод: Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребёнка связной речи. Как бы вы ни были заняты, надо поддерживать речевую активность ребёнка, учить выслушивать его, помочь правильно передать содержание прочитанного или увиденного.

Есть дети, которые неразговорчивы, то в этом случае вызывайте его на разговор сами. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей ещё раз прочитать полюбившуюся сказку, но стремитесь, чтобы ребёнок не оставался только слушателем.

Во время игр и просто при бытовом общении старайтесь постоянно работать над лексиконом, стимулируйте его речь, чаще задавайте вопросы. Не забывайте тренировать мелкую моторику рук, несложные занятия по штриховке или дорисовыванию элементов, обводке контуров помогут не только подготовить руку к письму, но и поспособствуют более успешному развитию речи.

14 слайд

Спасибо за внимание!

Практическая часть:

Игра «Что? Где? Когда?»

Уважаемые родители!

Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что, где, когда?»

В игре будут звучать вопросы от наших детей.

Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в д/с, в отпуске.

Вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.

Эти игры не требуют, какой либо подготовки. Важно только желание ваше и ребенка.

Задача ваша внимательно выслушать вопрос, ответить на него. Разрешается помощь «команды».

Музыка. Начало. Заставка.

Самых смелых, активных, любознательных знатоков приглашаю занять места за круглым столом.

МУЗЫКА

Письмо №1

Вопрос от Василисы Мальчихиной: Она просит назвать «Что лишнее» и почему?

- корова, лошадь, медведь, коза;

- машина, самолет, матрешка, поезд;

- стол, кофта, диван, кресло;

- воробей, ворона, сорока, чайник. _

- бабочка, пчела, стрекоза, лягушка.

- капуста, лук, огурец, арбуз.

- яблоко, груша, банан, помидор.

Письмо №2

Вопрос от Миланы Старицыной, она спрашивает: «Кто где работает?» Таня считает, что…

- повар-кухня, столовая, кафе, ресторан, детский сад, школа;

- врач – поликлиника, госпиталь, больница, школа;

- продавец – магазин, киоск, буфет, рынок;

- педагог

- юрист

Письмо №3

Вопрос от Максима Котлова. Он интересуется, как будет «Наоборот»

- жарко – (холодно) ; - звонкий – глухой

- длинный - … - твердый -…

- толстый - … - грустный -…

- добрый - … - быстрый -…

- день -…. – утро -… .

Письмо №4;

Блицтурнир: Первый вопрос от Виктории Лявиной, она хочет знать «Что это такое?»

- колеса-нос-крылья=самолет

- колеса-вагоны-паравоз=поезд

- колеса-кабина-руль=машина

- окна-двери-крыша= дом

Второй вопрос от Карины Гафуровой, она хочет узнать, какие можно больше подобрать эпитеты к словам.

«снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий)

«мама» (любимая, родная, дорогая, красивая, добрая, нежная, милая, веселая)

Третий вопрос от Веры Журавлевой, она спрашивает «Какими словами можно сказать про то, что делает котёнок?

(лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть)

Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит)

Музыкальный вопрос: «Назовите, пожалуйста, как называется эта песенка?» («Зима»)

МУЗЫКА

Письмо №5

Вопрос поступил от Данила Шиляева. Он хочет знать «Что умеет делать?»

- птица -… .

- мяч - …

- снег - …

- ребенок - …

Письмо №6

Илья Барабанов просит назвать слова, которые начинаются со слога - ЛА

- ЛАПА, ЛАМПА, ЛАВИНА, ЛАНДЫШ, ЛАСТОЧКА, ЛАДОШКА…

Письмо №7

Вопрос от Анастасии Кузнецовой. Она интересуется «О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, обруч, круглое (колесо, зеркало, красный (флаг, мяч, красная (косынка, майка, красное (яблоко.)

МУЗЫКА

Вносится Волшебный ящик.

Отгадайте «ЧТО В ВОЛШЕБНОМ ЯЩИКЕ?»

Загадка:

Толстушка покупается,

В середине покупается –

Племяшка улыбается,

Племяшка открывается –

Внучка в ней вмещается.

Как тетя называется? (Матрешка)

Письмо №8

Вопрос от Льва Казначеева. Он хочет знать "Где живут продукты? "

У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.

Сахар- (ница, хлеб- (ница, масло- (ница, соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

Письмо №9

Вопрос от Тимура Дерябина. Он просит назвать слова

«Много и один»

Одна вилка – много вилок

Одна ложка – много ложек

Один помидор – много помидоров

Один огурец - много огурцов

Один цыпленок – много цыплят

Один утенок – много утят

Один заяц - много зайцев

Одна кошка – много кошек

один стол – много столов,

один лебедь – много лебедей,

один стул - много стульев.

Одно яблоко – много яблок

Одно ухо – много ушей

Письмо № 10

Вопрос от Златы Тарасовой. Она просит назвать слова ласково.

«Назови ласково»

Гриб - … грибочек

Сын - … сыночек

Цветок - … цветочек

Дом - … домик

Гном – гномик

Стол – столик

Стул – стульчик

Чашка - … чашечка

Ведро – ведерко

Шишка – шишечка

Яблоко –яблочко

Ключ – ключик

Совок – совочек

Письмо № 11

Вопрос от Маргариты Осиповой. Она просит назвать детенышей животных.

«Назови детенышей»

У собаки - … щенята

У кошки – котята

У курицы – цыплята

У коровы – телята

У зайчихи – зайчата

У утки – утята

У ежихи – ежата

У свиньи - поросята

У медведя – медвежата

У лисы – лисята

У козы – козлята

У зайца – зайчата

Письмо от всех детей детского сада.

Пришло еще одно письмо, которое мы не успели выложить на стол, от всех детей детского сада, в нем дети шлют вам сердечный привет и наилучшие пожелания.

Родителям вручаются сердечки.

Подведение итогов собрания

Рефлексия

Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте елочку красным шариком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте елочку зеленым шариком.

(Звучит музыка, родители поводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.)

Приложение 1.

Советы логопеда

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживать некоторых советов, которые я вам сейчас дам.

• «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело, а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я. А. Коменский)

• Речь взрослых должна быть чекой, неторопливой, грамотной и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева)

• Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки) .

• Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа) .

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)

• Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

- Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что с ним можно делать?

* Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ним общего)

* Учите детей подбирать слова к определенным глаголам («Собака бежит. А кто еще может бегать?» и. т. д.)

* Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

Приложение 2. «Сыски, фифки, хыхки…»

Существуют ли нормы развития ребенка?

Твердых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого индивидуален. Тем не менее, есть определенные ориентиры, о которых родители должны знать.

Например, в 3 года ребенок должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».

Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» - он ответит «класного» вместо «красного», - все в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребенок должен интуитивно чувствовать родной язык и првильно использовать в разговорной речи категории рода, падежа и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямо: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребенка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки – «р» или шипящие.

Как проверить уровень развития речи?

• Если вам что-то настораживает в речи ребенка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите ее вместе. «Кто здесь нарисован?» - «Мальчик». – «Что он делает?» - «Играет».- «А во что он играет?» - «В мячик». – «Какого цвета мячик?» - «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребенок.

• Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и т. д.).

Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если ребенку плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» - солнышко, велосипед, часы и т. д.

• Бывает, что ребенок переставляет слоги или вместо одних звуков поизносит другие, например говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите ребенку выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он еще не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на кассету и дайте ему послушать.

Развитие произношения (совместная работа с ребенком)

• Гимнастика для язычка.

• Игра – тренировки, позволяющие ребенку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.

1. Для начала отработайте с ребенком вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребенку, что вдыхать воздух надо через

нос, выдыхать – через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребенку

поочередно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечу и т. д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.

2. Ребенок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите ребенка чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споем басом». Вместе с ребенком тяните гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т. д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.

3. Теперь можно учиться правильному произношению.

а) Начнем со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребенку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, беремся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пес, мак и т. д.). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребенку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

б) Переходим к звуку «ш». («Как шипит змея?»)

в) Следующий шаг – добиваемся, чтобы ребенок уловил разницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т. д.

г) По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».

4. Теперь займемся мягкими и твердыми звуками.

Отличное упражнение – «язычок на качелях» : попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам – ля-ля-ля! Быстрее, еще быстрее!»

5. Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я –большой медведь, ты – маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды», ребенок те

же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте

разные интонации: медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъем спинки языка: она то напрягается, то расслабляется – ребенок начинает говорить более четко.

6. После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у ребенка свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось».

Через неделю-две ежедневных занятий с ребенком вы увидите результаты. Если перемен нет, стоит обратиться к логопеду. Занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.

Публикации по теме:

Учите правильно говорить звук [Л] Одни дети правильно произносят все звуки уже в 3-и года, другие только в 4-5 лет, а у некоторых неправильное произношение остаётся на всю.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно говорить?» МБДОУ детский сад № 26 станица Варениковская, 2015 г. Памятка «Развитие речи ребёнка» • Знакомьте детей.

Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ? Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ? По содержанию родительские собрания могут быть: • организационные - это собрания.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Ребёнок учится говорить правильно» Ребёнок учится говорить правильноРебёнок не говорит, ребёнок говорит плохо. В каждой семье к этому относятся по-разному. Одних тревожит.

Мастер-класс для родителей «Я хочу помочь своему ребёнку говорить правильно» Прошедший учебный год я работала по своему второму образованию - учителем-логопедом в ДОУ, поэтому не было времени выкладывать, да и почти.

Праздник правильной речи «Мы научились красиво и правильно говорить» Праздник правильной речи. «Мы научились красиво и правильно говорить» Цель: Подведение итогов логопедической работы в праздничной обстановке;.

Родительское собрание «Как научить ребенка правильно читать?» Многие мамы подходят к нам воспитателям и задают вопросы: как научить ребенка читать? Во сколько лет надо это делать? А главное,как сделать.

Родительское собрание в средней группе «Воспитанный ребенок» Здравствуйте, уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания: «Воспитанный ребенок». Сегодня мы поговорим с Вами о том насколько воспитанный.

Родительское собрание в средней группе «Вот и стали мы на год взрослее» Родительское собрание в средней группе на тему «Вот и стали мы на год взрослее» Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в средней группе «Хочу говорить правильно»
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 20:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД