Папки-передвижки

Родительское собрание в старшей логопедической группе

Василенко Галина Анатольевна
Родительское собрание в старшей логопедической группе

Родительское собрание №1.

Тема: «Знакомство с работой логопеда. Мастер-класс по артикуляционной и дыхательной гимнастике. Урок грамоты.»

Время проведения: сентябрь (1 период обучения)

План проведения:

1. Характеристика речевых диагнозов: ФФНР, стёртая дизартрия, ОНР, заикание.

2. Содержание коррекционной работы учителя-логопеда.

3. Мастер – класс тренинг для родителей: «Гимнастика Весёлого языка».

4. Урок грамоты. Буква А.

5. Су-джок терапия. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Публикация «Родительское собрание в старшей логопедической группе» размещена в разделах

6. Ознакомление родителей с работой по домашней тетради ребёнка.

Ход собрания:

1. Вступительное слово. Характеристика речевых диагнозов.

Уважаемые, родители. Сегодня я познакомлю вас с коррекционной работой учителя-логопеда в старшей логопедической группе. Для начала, хочу рассказать о нарушениях речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста и если не обратить на них должного внимания, могут остаться на всю жизнь. В нашей группе у детей следующие речевые нарушения: ФФНР, стёртая форма дизартрии, ОНР, заикание.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение при котором дети с сохранным физическим слухом не могут различать или путают близкие по звучанию звуки.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

• невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления,характеризующие ФФНР:

• Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.

• Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызаякалова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Стёртая форма дизартрии –речевая патология, проявляющаяся в расстройстве фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Основные проявления,характеризующие стёртую дизартрию:

• Проблемы с произношением звуков, их замена, смешение, искажение. Самый распространенный симптом — проблемы со свистящими и шипящими, также дети упрощают слова и опускают звуки в сочетании согласных.

• Нарушенная просодика. Наблюдается заметный недостаток в выразительности, эмоциональности речи, тембр нарушен, голос тихий и монотонный, возможно произношение «в нос», ослаблен речевой выдох.

• Паретичность артикуляционных мышц, при которой язык малоактивен, губы расслаблены даже во время речи, уголки губ опущены.

• Мышечная эластичность. Она влечет за собой скудность мимики, напряженность лицевых мышц, толстый, малоподвижный язык, прижатую к деснам верхнюю губу.

• Гиперкинезы, симптомом которых служат дрожание при нагрузках языка и голосовых связок. Наблюдается в большинстве случаев в сочетании с повышенным мышечным тонусом артикуляционного аппарата

• Апраксия, что означает затруднения артикуляции и переключение от одного движения ее аппарата к другому при речи.

Также может наблюдаться повышенное слюноотделение во время речи, а при логопедической гимнастике можно заметить отклонение языка от средней линии.

Существуют и другие симптомы. Так, у детей с дизартрией зачастую есть сложности с мелкой моторикой, они с большим трудом застегивают пуговицы, не любят рисовать или собирать конструктор. Отмечается также вялость, апатичность ребенка или напротив, его чрезмерная активность и возбудимость.

ОНР (общее недоразвитие речи):-при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

•Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

• Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

• Речь детей с ОНР малопонятна.

Заикание (логоневроз)– это речевой дефект, преимущественно обусловленный состоянием психики ребёнка. Он представляет собою резкое сокращение органов артикуляции, сопровождающееся сбиванием ритма, заминками, задержками речи, повторами букв и слогов, прерывистостью. Чаще заиканием страдают мальчики.

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

• Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине.

• Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).

• Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.

• Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения ребёнок может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

2. Содержание коррекционной работы учителя – логопеда.

В чем заключается коррекционная работа учителя-логопеда в логопедической группе?

1)Работапо звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

• развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

• последовательная работа над коррекцией проблемных звуков (постановка и автоматизация звука, дифференциация);

• профилактика речевых нарушений;

2) Обогащение и активизация лексики в соответствии с перспективным планом;

3) Развитие мелкой и общей моторики;

4) Обучение грамоты – формирование навыков звуко- буквенного анализа и синтеза.

5) Формирование грамматического строя;

6) Развитие связной речи;

Необходимые элементы нашей работы - работа по развитию артикуляционного аппарата; развитие правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха.

3. Мастер-класс: «Гимнастика Весёлого язычка» (с детьми)

Сейчас я предлагаю вашему вниманию мастер –класс: «Гимнастика Весёлого язычка». Упражнения помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Мы с Вами будем выполнять упражнения язычком, смотреть в зеркало, для фиксации правильного движения. По картинкам выполняем за мной упражнения:Ворота, Иголочка, Часики, Маляр, Блинчик, Вкусное мороженое, Заборчик, Качели, Чашечка, Лошадка, Грибок, Маляр, Гармошка, Молоточек.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома: «Фокус», «Сдуй листочек», «Футбол», «Мыльные пузыри». Следим, чтобы воздушная струя была направлена на серединку язычка, а не в щёки.

4. Урок грамоты. Буква А. (проводится с детьми)

1) Какую песенку пела лягушка в сказке «Теремок»? а-а-а.

Игра с красным клубочком. Пропоём звук А - громко и тихо.

2) Игра:«Какой звук потерялся?» - называю слова без первого гласного звука неправильно, а ребенок исправляет.

(а). рбуз, (а). пельсин, (а…брикос….

3) Игра: «Поймай звук»- хлопнуть в ладоши, если услышишь нужный звук.

Логопед произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).

4) Стих о букве А: «Две полоски наклонили,

Пояском соединили,

Букву А мы получили.»

5) Массаж су-джок шариками ладошек и пальцев.

6) Выложить из счётных палочек букву А

7) Игра: «Ладошка» - запомнить 5 слов на звук А, загибая пальцы в ладошке: апельсин, абрикос, акула, арбуз, аист.

5. Су-джок терапия. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Для развития мелкой моторике пальцев рук предлагаю игры с су-джок шариками. В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом.

С помощью шариков – «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз. Мы с детьми сжимаем, прокатываем и крутим шарик на ладошке, произнося короткие стишки:

1,2,3,4,5 – будем с мячиком играть!

Покатаем и покрутим,

И в руках его сожмём.

На ладошку мы положим,

А другой его прижмём.

6. Ознакомление родителей с работой по домашней тетради ребёнка.

Родителям были даны рекомендации по выполнению домашних заданий:

- по звукопроизношению: артикуляционная гимнастика перед настольным зеркалом дома; карточки по автоматизации звуков;

- по грамоте (гласные, согласные звуки);

- по мелкой моторике в тетради;

- по развитию связной речи.

Надеюсь, мои рекомендации по коррекционной работе вам понятны. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и успехи»Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и успехи» Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и успехи»Форма проведения: семейная гостиная. Цель: подведение итогов совместного.

Итоговое родительское собрание в старшей группеИтоговое родительское собрание в старшей группе Цель собрания: подвести итоги деятельности воспитателей, детей и родителей за 2014-2015 учебный год. Задача: выявить проблемы в развитии.

Вводное родительское собрание в старшей-подготовительной группе Родительское собрание в старшей- подготовительной группе. В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей.

Родительское собрание «Итоги года» в старшей группе Итоговое родительское собрание в конце года. Старшая группа Воспитатели: Гузеева Людмила Ивановна Забродина Ирина Викторовна Цель: Создание.

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группеРодительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста Задачи: • познакомить родителей.

Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать ребенок 5–6 лет»Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать ребенок 5–6 лет» Цель. Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет; моделировать перспективы взаимодействия на новый учебный год; повысить.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие детского творчества» Цель: Ознакомление родителей со значением детского творчества в развитии старших дошкольников. Предварительная работа: Оформление пригласительных.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Тематическое родительское собрание в старшей группе «Безопасность вашего ребенка» Цели: формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в старшей логопедической группе
Опубликовано: 9 октября 2020 в 19:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД