Папки-передвижки

Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников

Валентина Коморная
Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников

Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ д-с №4 «Солнышко»

Коморная В. И.

2018г

В нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников и резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

Публикация «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей через решение следующих задач:

• Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей

• Сформировать у детей интерес к библиотеке

• Способствовать зарождению традиций семейного чтения

• Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге

• Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей

• Способствовать развитию памяти, речи, внимания

Развитие литературной речи

• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.

Кто же вводит ребенка в мир книги? В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в детской районной библиотеке.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить условия для достижения эффективных результатов.

В своей работе я основываюсь на следующих принципах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей. Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.

В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год и включает разнообразные формы работы.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

• Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.

Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.

• Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.

• Участвуют в физкультминутке.

• Изготавливают поделки в творческой мастерской.

• Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.

• Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

• Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно ожидать высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие в воспитании детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Роль детской книги в речевом развитии детей По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Книга.

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» Роль художественной литературы в развитие речи детей дошкольного возраста Художественная литература сопровождает человека с первых лет его.

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии дошкольника» Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Презентация «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Роль книги в речевом развитии детей Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум) «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.

Инновационный педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи детей» Инновационный педагогический опыт : «Роль художественной литературы в развитии речи детей». воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад.

Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Статья Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Введение Общение пронизывает все сферы деятельности человека.

Выступление на педагогическом совете «Роль игры «Танграм» в исправлении нарушений в речевом развитии дошкольников» Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей от 2 до 7 лет в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 21:47
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД