МААМ-картинки

Роль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста (1 фото)

Наталья Бестужева
Роль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста

Современное образование характеризуется обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Особое значение приобретает вопрос о развитии творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

Любой ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребёнка самореализации, воплощению его собственных идей которые направлены на создание нового. В деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребёнка – формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата.

Публикация «Роль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к развитию и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Развивающая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы развития и воспитания детей.

У детей старшего возраста продолжает развиваться восприятие: они осваивают различные формы, цвета у них углубляется представление о размерах объектов. Происходит дальнейшее развитие образного мышления. Дети уже способны решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования объектов. Особое направление умственного развития связано с развитием словесно-логического мышления и некоторых логических операций.

Проработав достаточно данное направление, я выделила основные задачи:

- Создать условия умственного развития связанного с формированием

устойчивых познавательных интересов;

- Помочь детям полностью раскрыть свои способности, используя различные виды деятельности.

Опираясь, на вышеизложенное я решила, что необходимо создать такие условия, в которых ребёнок сам путём проб и ошибок, дойдёт до результата, с использованием проблемной ситуации.

Русский писатель Л. Н. Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Условия можно выделить такие:

1. Раннее начало:

Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего детства.

2. Создание среды опережающей развитие детей:

Это развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач при этом предоставление свободы в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах работы, чередовании дел.

3. Помощь взрослого:

Предоставленная свобода не только не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослого.

4. Максимальное напряжение сил:

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.

Опираясь на условие «Создание среды опережающей развитие детей» и руководствуясь поставленными перед собой задачами, я считаю важным подбор и систематизация игровых и занимательных задач, использование математических развлечений, задача которых активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей. А также развивать речь, формировать качества и свойства личности, закреплять полученные знания, упражнять в применении в других видах деятельности, новой обстановке.

В процессе своей работы я полагалась на разработки разных авторов. Одно из таких пособий Марии Фидлер «Математика уже в детском саду» дало мне направление для работы, а точнее: формирование логических понятий, связанных с множеством и его качественной и количественной классификацией. А так же в пособии автора З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» и Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» меня заинтересовало многообразие игрового занимательного материала.

Следуя этому направлению, я подбирала и систематизировала игровой материал, составляя его в сборники по следующим принципам:

I. Принцип взаимосвязанности.

Все познавательные процессы взаимосвязаны, и их трудно отделить друг от друга. Поэтому в сборниках я разделила игры по их видам:

1. Умные задачки

В это сборник входят логические задачи и сказочные задачи.

2. Задачки Головоломкина

В этот сборник входят задачи в стихах и задачи-шутки.

3. Игротека

В этот сборник входят развивающие игры и словесные игры.

4. Чудесные головоломки

В этот сборник входят игры на воссоздание фигур силуэтов, игры со счётными палочками и игры с цветными цифрами.

Пример взаимосвязанности игр и заданий: ознакомление с числом можно проводить с использованием задач в стихах, цветных цифр и развивающих игр.

II Принцип системности.

Игровой материал не будет эффективен, если он не будет использоваться в системе. В первых необходимы игры с предполагаемыми усложнениями. Например: «Танграм» сначала необходимо составить фигуру-силуэт по расчленённой схеме. Далее составить фигуру-силуэт по нерасчленённой схеме. Следующее усложнение это придумать, и составит свою фигуру.

Во вторых работа с играми должна проходить в системе, на протяжении всего дошкольного и школьного детства, для этого я организовала «Клуб Головоломкина» и составила перспективный план, в котором можно проследить за системностью в работе.

III Принцип деятельного подхода.

Так как развитие детей происходит в деятельности. А ведущий вид деятельности у детей это игра, я для сборников подбирала: игровые задачи, головоломки.

IV Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Если ребёнок не справился с заданием, оно для него слишком сложно и наоборот, слишком лёгкое, то у ребёнка снижается интерес. Поэтому в сборниках игр присутствуют игры доступные детям по возрасту и индивидуальным особенностям. Так же каждую игру творческий воспитатель может, делать лёгкой и усложнять по своему усмотрению, и в соответствии с возрастными особенностями ребёнка.

V Принцип сотрудничества взрослого и детей.

Все задания в сборнике предполагают тесное сотрудничество взрослого и детей. Обратите внимание на то, что позиция взрослого постепенно меняется. Сначала он знакомит ребёнка с заданием, помогает его решить.

Затем постепенно переходит на равноправную позицию, становится партнёром по игре.

В процессе работы, следуя поставленным задачам, был организован в группе «Клуб Головоломкина», оснащенный материалами и играми, собранными в сборниках. Деятельность в клубе проводилась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Одну и ту же игру можно по-разному давать для детей с разными уровнями развития. Например: «Счётные палочки» для одних детей можно дать задание на составление простых построек. А для других детей задания со скрытой загадкой на смекалку.

Так же детям предоставляется возможность и в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического и логического характера и играть индивидуально, совместно с другими детьми и с воспитателем. Важно объединять в игре детей, в разной степени освоивших её с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

Когда не объясняешь детям, а просто положил на полку игру, из всей группы заинтересуются самые любопытные, а остальные даже не взглянут. Поэтому я старалась заинтересовать детей.

• Первое это изготовление игр по возможности красочными, т. к. яркость всегда привлекает детей.

• Второе это обязательно сюрпризный момент: помогаем заблудившимся, попавшим в беду героям и просто Незнайке, выполняем задания, которые нам прислали дети из других групп или из школы и т. д.

• Третье это включение игры в занятия, что значительно повышает уровень заинтересованности детей на занятиях.

Для того чтобы всесторонне воздействовать на детей, я привлекала к этой работе родителей т. к. после детского сада дети идут домой. Для начала я провела деловую игру «Как организовать игры дома с использованием занимательного материала», на котором рассказала о занимательном математическом материале, подчёркивая его игровой характер, об интересе к нему детей. Предложила поиграть в игры самим родителям, т. к. чтобы ощутить сравнительную трудность задач, нужно попробовать выполнить их самим. Когда они заинтересовались, я рассказала, как сделать их своими руками и как играть с детьми дома. Оформила рубрику для родителей: «Поиграем вместе» с описанием какой либо игры.

В процессе своей работы я стала замечать, что малоактивные дети стали интересоваться играми, просить меня поиграть с ними в ту или иную игру. Другие дети, которые всегда с удовольствием выполняли все задания, стали с лёгкостью составлять фигуру-силуэт, решать логические задачи. Так же дети стали внимательно вслушиваться в условия задачи, боясь пропустить что-то. Их опыт уже им подсказывает, что если невнимательно послушал, не сможешь решить задачу. Например «Задачи в стихах» - в которых необходимо на слух посчитать перечисляемые предметы, «Логические задачи»- в которых включается логическое мышление. Дети стали более усидчивы, повысился интерес.

Роль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Игра в развитии ребенка Игра- многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2015 в 07:32
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД