МААМ-картинки

Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна

Стафеева Татьяна
Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна

Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.

Публикация «Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна» размещена в разделах

Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых семья выступает иногда единственным институтом воспитания.

Родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, часто отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью. Эти позиции адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях со здоровыми детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, то есть адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Родители допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей и деформирующие их психику, бессознательно используют неправильные модели воспитания, которые закладывают основу невротизации детей.

Выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность. Родители понимают особенности ребенка при адекватной оценке. При динамической оценке характерна изменчивость родительской позиции, изменчивость форм и способов общения с ребенком. Прогностическая оценка позиции родителей отражает их способность к перестройке взаимодействия с детьми, восприятие дальнейших жизненных перспектив.

Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребенка. «Отвержение» выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребенка думать, что он «плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребенком, жалеют его, стараются все сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации.

Так, семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, переживает критические состояния, которые обусловлены субъективными и объективными причинами.

Некоторые родители стараются не смотреть правде в глаза, надеются, что произошла ошибка, что хромосомный анализ был проведен неправильно, и в то же время они могут устыдиться таких мыслей. Это - естественная реакция. Она отражает общее для всех людей стремление спрятаться от ситуации, которая кажется безвыходной. Многие родители боятся, что рождение ребенка с синдромом Дауна каким-то образом отразится на их социальном положении, и они упадут в глазах других - как люди, давшие жизнь ребенку с нарушением умственного развития.

Чтобы вернуться к своему обычному состоянию, приступить к повседневным делам, наладить привычные связи, требуется не один месяц. Возможно, печаль и чувство утраты никогда не исчезнут окончательно, и, тем не менее, многие семьи, столкнувшиеся с этой проблемой, свидетельствуют и о благотворном влиянии такого опыта. Они почувствовали, что жизнь приобрела новый, более глубокий смысл, и стали лучше понимать, что в жизни действительно важно. Иногда такой сокрушительный удар придает силы и сплачивает семью. Такое отношение к ситуации благоприятнее всего скажется на ребенке.

Если с синдромом Дауна рождается младший ребенок в семье, перед родителями встает еще одна трудность: что сказать своим старшим детям. Возникает естественное желание оградить их от огорчений взрослых. Часто родители переоценивают чувствительность своих детей к переживаниям взрослых и их способность заметить что-нибудь необычное во внешности и развитии новорожденного. Однако опыт показывает, что с ними важно поговорить как можно раньше.

Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее ожидает их детей? Чего же они желают для своих детей?

1. Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограниченны. Иметь настоящих друзей среди тех и других.

2. Уметь работать среди обычных людей.

3. Быть желанным посетителем тех мест, куда часто приходят другие члены общества, и участвовать в общих мероприятиях, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.

4. Жить в доме, который соответствовал бы желанию и материальным возможностям.

5. Быть счастливыми.

Для того чтобы научиться взаимодействовать с обычными людьми так, как надо, ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире.

Что мы знаем о людях с синдромом Дауна? Что они безнадежные идиоты, что они крест и беда своих родителей. А родителей, которые со своим дауненком счастливы, психиатры причисляют к своим клиентам. Между тем счастливых семей, которые не сдали новорожденного ребенка с синдромом Дауна в интернат, становится в России все больше.

Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребёнок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Люди с синдромом Дауна не являются больными.

Люди с синдромом Дауна способны к обучению. живя в семье, "бесперспективный" (по словам врачей) малыш в годик – сам садится, в два – ходит, к двум с половиной – ест ложкой и произносит первые слова, в четыре – показывает свой характер, учится помогать по дому, готов пойти в детский сад, а потом и в школу, говорить на иностранном языке, освоить компьютер и заниматься спортом! Эти дети рождаются с любовью к нам, с доверием к миру. В чём виноваты они перед нашим обществом, почему оно закрывает перед ними все возможности развития, счастье быть среди людей? У этих детей чего-то не хватает? Нет! У них есть то, чего нет у других – лишняя хромосома – она делает их особенными.

Приметная внешность, чуткое переживание мира, огромная способность подражать, свой темп и ритм развития, артистизм, музыкальность, доверие к людям и в изоляции от людей и отрыве от семьи, в отсутствие ранней реабилитации – полная деградация и нежизнеспособность.

Эти дети никогда, наверное, не смогут стать выпускниками обычных школ, им не придётся ломать головы над ЕГЭ, но им приходится сдавать свой экзамен на право существовать в обществе людей.

Павел

Диагноз — синдром Дауна — мальчику поставили в 1год 4 месяца. Он ничем не отличался от остальных. Сейчас Павлу уже 18 лет. Он окончил коррекционную школу, учился в классе со сложной структурой дефекта, имеет документ об образовании, и чем очень гордится…

А с чего всё начиналось

Павел появился на свет декабрьским вечером. «Мы ведь не знали о диагнозе, — рассказывает мама Паши. — В роддоме ничего не сказали. А мы, естественно, всем друзьям радостно сообщили о рождении сына. Потом нас направили к детскому психиатру говорят: «А вы знаете, что у вас стоит диагноз — синдром Дауна?» Шок был страшный».

Тогда молодые родители даже и не понимали толком, что это за болезнь такая. Дауны — люди с лишней хромосомой. Из-за этой ошибки природы они по-другому развиваются. Если раньше бытовало мнение, что такие дети рождаются в семьях алкоголиков, то сейчас ученые от него отказались, но до сих пор не могут ответить — по какой же причине происходит генетический сбой. Теоретически ни одна из пар не застрахована от этого несчастья. В мире на каждые 800 младенцев приходится один даун. Они похожи друг на друга.

С 3 лет посещал детский сад, сначала в речи были только звуки, затем появились слоги, к 1 классу он говорил несколько слов. Благодаря логопеду коррекционной школы и родительскому желанию обучить ребёнка во 2 классе Паша начал говорить простые предложения.

В детском саду его любили за доброту, ласку, отзывчивость (были конечно и недоброжелатели, кто считал, что синдром Дауна заразен).

Очень нравились физкультурные занятия, занятия по рисованию, лепке, и особенно утренники и праздники, он участвовал в конкурсах, танцевал, пел (как мог).

Своих воспитателей помнит по сей день, и при встрече расскажет все свои новости.

В школу ходил с удовольствием. В начальном звене мама приводила в школу и забирала после уроков, а в 5 классе Павел начал ходить самостоятельно. За время учёбы научился писать; читать - художественную литературу Павел не жалует, зато с обожает читать газеты и журналы; рисовать (в школе проводилась индивидуальная выставка «Мои увлечения»). И особая гордость – спортивные достижения. Лыжи и коньки - зимой, велосипед, турник и гантели – летом. По сей день принимает участие в спортивных мероприятиях для лиц с ограниченными способностями, имеет множество грамот, дипломов и медалей.

Дома Павел чувствует себя как рыба в воде. Он многое делает по дому, с удовольствием моет посуду, делаем влажную уборку. Освоил компьютер.

Отлично проявляет себя в сельском хозяйстве: любит кроликов, овец, а особенно лошадей.

Сложности наступают за пределами «своей крепости». «Растить такого ребенка в России сложно, люди злые, — говорит Пашин папа. — Мы отпускаем его на улицу, но постоянно контролируем. Страшно. Дети пальцами показывают, дразнят. Мы возим сына в развлекательные центры, в аквапарк, на горячие источники. Есть мечта выехать за границу, ведь там многие дауны работают и чувствуют себя нормальными людьми».

«Расстроили бы нас все те трудности - "барьеры",- говорит мама - которые мы привычно преодолеваем в повседневной жизни, огорчения, которые настигают внезапно, когда встречаешь его ровесников, значительно более умелых и самостоятельных? Наконец, те усилия, которые вся семья, включая ближайших родных, прикладывали для ее развития и воспитания? Не знаем.

Мы стали другими - более сильными, более храбрыми и более мудрыми».

Публикации по теме:

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом ДаунаИспользование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап.

Место и роль нравственно-патриотического воспитания в социализации детей с особенностями в развитии Актуальным вопросом специального (коррекционного) образования является социализация детей с особенностями в развитии в условиях современного.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна» Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Консультация «Роль семьи в воспитании детей» «Семья начинается с детей» А. И. Герцен РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперед.

Игры и упражнения по формированию КГН для индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна В моей группе есть ребенок с Синдромом Дауна. Для индивидуальной работы с ним были подобраны игры и упражнения по КГН. Надеюсь, кому-то.

Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Поскольку дошкольный возраст.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль семьи в нравственном воспитании детей Что же представляет собой нравственное воспитание? В словаре русского языка С. И. Ожегова слово воспитание означает навыки поведения, привитые.

Роль семьи в развитии речи детей Навык правильной речи приобретается прежде всего в семье. Семья может и должна быть союзницей дошкольного учреждения и школы в деле культуры.

Роль семьи в социализации старших дошкольников Семья – первый коллектив в жизни ребенка, оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна
Опубликовано: 17 января 2018 в 13:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД