Папки-передвижки

Русские народные сказки как средство воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста

Наталья Горобцова
Русские народные сказки как средство воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста

Русские народные сказки как средство воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста

Мы, взрослые, и педагоги, и родители, часто ставим перед собой вопрос – когда и как воспитать у детей такие необходимые в любые времена качества как милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость. Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой – конечно же в самом раннем детстве, именно в этом возрасте закладываются основы нравственности. Работу в данном направлении веду, опираясь на слова В. А. Сухомлинского «Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». Русские сказки могут стать основным средством воспитания нравственных качеств дошкольников, ведь они созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни простых людей, сюжеты и жизненные ситуации.

Публикация «Русские народные сказки как средство воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность применения данного метода заключается в том, что современный мир требует от педагога формирование всесторонне развитой, мобильной личности дошкольника. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребенка, этап введения ребенка в мир социальных отношений, усвоения им элементарных нравственных требований, формирования дружеских взаимоотношений, уважения к старшим, начал трудолюбия и любви к Родине. Именно сказка может стать здесь незаменимым инструментом, так как являет собой яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамику событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка.

Целью работы стала: формирование нравственных качеств младших дошкольников посредством русских народных сказок.

Задачи:

-Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста;

-Выявить особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

-Разработать план, дидактические и игровые тесты, направленные на выявление эффективности влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств младших дошкольников;

-Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и дальнейшей работы в данном направлении;

-Создать банк заданий и картотеки дидактических игр для работы с детьми в данном направлении;

-Формировать устойчивый интерес у детей к сказкам, представления о добре и зле, показать значимость добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

-Внедрить инновационные формы приобщения родителей для взаимодействия в данном направлении;

-Определить эффективность и успешность выбранного метода в процессе специально организованной деятельности с детьми.

Методы и приемы:

1. Словесный – чтение произведения, вопросы по содержанию, беседа, пересказ.

2. Практический – инсценировка, игры-драматизации, дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

3. Наглядный – показ иллюстраций, картин, игрушек, схем, просмотр мультфильмов, оформление выставок.

Этапы работы со сказкой:

1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций с целью воспитания эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2. Подвижные, пальчиковые и дидактические игры по содержанию и с героями сказок. Закрепление содержания сказки, понимание ее сути.

3. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование) по сюжетам сказок позволяет выразить свои эмоции и отношение к героям сказки, развить навыки сопереживания и сочувствия.

4. Инсценировка и театрализация сюжетов сказок. Перенос сюжета сказки и принятие роли сказочного героя ведет к лучшему пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей, себя.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у младших дошкольников позитивного отношения к окружающему миру, сверстникам и самому себе, родителям и другим взрослым. Принятие, направленность и открытость к добру; потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье. Деятельное отношение к труду. Умение принимать ответственность за свои дела и поступки.

Для достижения цели и задач мною был разработан перспективный план совместной деятельности с детьми в данном направлении. Формы работы, в зависимости от содержания деятельности – групповая, подгрупповая и индивидуальная.

В группе для детей был создан Центр русской народной сказки, который включает в себя костюмы сказочных героев, аксессуары, шапочки к сказкам, маски, настольные наборы кукольного театра по русским народным сказкам, куклы-варежки. Настольные и дидактические игры по сказкам.

Здесь тихие и застенчивые дети могут представить себя сильным сказочным героем и встать на защиту слабого. Каждый ребенок может почувствовать себя русским богатырем, доброй сестрицей Аленушкой, хитрой лисой Патрикеевной или веселым Колобком, вжиться в образ сказочного персонажа, передать характер своего любимого героя.

Подробнее остановимся на практическом этапе нашей работы. С начала учебного года знакомила детей с русскими сказками, потешками, пословицами и поговорками направленными на развитие таких человеческих качеств как доброта, гостеприимство, милосердие, ложь и правда, равнодушие и отзывчивость, любовь, ласка. Каждую новую тему начинаю с беседы о каком-либо качестве души, знакомлю с пословицами и поговорками, далее знакомлю детей с самой сказкой. Например, тему «Доброта» начала с беседы с детьми «Что такое доброта», в ходе которой разбирались вместе с детьми что значит быть добрым, как можно подарить своим близким доброту. Познакомились с пословицей «Мир не без добрых людей». На помощь нам пришли речевые и хороводные игры «Добрые и вежливые слова», «Дружные ребята». Затем познакомила детей со сказкой «Заюшкина избушка». Дети с интересом слушали рассказ сказки, затем в совместной игровой деятельности закрепили ее содержание в Центре русских народных сказок, рассматривая иллюстрации, собирая паззлы по сказке, конструируя из кубиков избушку для заюшки. Особый восторг у детей вызвала инсценировка сказки с использованием шапочек-масок героев.

Так же, планомерно в данном направлении велась работа с родителями воспитанников. Родителям были даны советы и пожелания как организовать чтение сказок детям дома «Личная библиотека вашего малыша», «Читаем и граем», «Нарисуем сказку вместе». Были проведены консультации и беседы «Воспитание трудолюбия и самостоятельности через сказки», «Какая сказка полезна для ребенка». А так же родительское собрание-практикум на тему «Нравственное воспитание ребенка через русские народные сказки». Совместно с родителями пополнили Центр книги в группе новыми красочными книгами с русскими народными сказками. В рамках родительской недели, традиционно проводимой в Нововаршавской гимназии, родителями воспитанников нашей группы был создан альбом с яркими иллюстрациями-заданиями «Угадай сказку» по мотивам русских сказок.

Итоги подводить еще рано, работа в данном направлении продолжается, но уже сейчас можно прийти к выводу, что важным преимуществом сказки в нравственном воспитании дошкольников выступает то, что именно она так близка пониманию, представлению и мышлению ребенка, именно она, лучше всего поможет разобраться что хорошо, а что плохо. Поможет отличить детям добро от зла, воспитает доброту и трудолюбие.

Литература:

1. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. Стульник Т. Д, Петрова В. И., ЛитРес. – 2016 г.

2. Конспекты занятий по духовно нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. Малова В. В., М. : Владос, 2018 г.

3. Пословицы и поговорки русского народа. Безденежных Н. В., - М. : Феникс, 2013 г.

4. Сборник русских народных сказок. Из-во Русич, 2020 г.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные сказки как средство воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 16:11
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД