Папки-передвижки

Проект для старшей группы «Русский народный костюм»

Ляшова Надежда
Проект для старшей группы «Русский народный костюм»

Разработала: Ляшова Н. А.

2023г

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный, 10.09. – 29.09.

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта : У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.

Публикация «Проект для старшей группы „Русский народный костюм“» размещена в разделах

Традиционный русский костюм очень важная часть традиционной культуры. Ведь именно он является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции изготовления русского народного костюма.

Проблема: Реализуя тему «Одежда» детям была продемонстрирована презентация «Современная одежда». От детей прозвучал вопрос, а наши прабабушки и прадедушки тоже носили такую одежду? Кто – то из ребят давал положительные и отрицательные ответы, а кто – то говорил, что не знает. И дети захотели узнать, в какой одежде раньше ходили люди.

Объект изучения: русский народный костюм.

Цель проекта : формирование представлений детей о русском народном костюме посредством познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи проекта :

для детей:

• Познакомить детей с народными традициями русского народного

костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.

• Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма)

• Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

• Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.

• Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

• Поддерживать у детей и потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

• Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Обогащать словарный запас дошкольников.

Для педагогов:

• Способствовать расширению представлений детей о русском национальном костюме.

• Привлечь внимание к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

• Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.

• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.

Для родителей

• Познакомить родителей с историей русского национального костюма.

• Привлечь внимание родителей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма

• Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

• Воспитывать стремление сохранения и укрепления семейных традиций.

Этапы осуществления проекта :

1 этап - подготовительный

2 этап - основной

3 этап - заключительный

План реализации проекта :

1 этап – подготовительный

Цель: ознакомление с первоначальными знаниями детей о русском народном костюме.

• Выявление первоначальных знаний детей о русском народном костюме.

• Информация родителей о предстоящей деятельности.

• Планирование работы

• Формирование тем для занятий

• Подбор иллюстраций, картин на тему «Русский народный костюм»

• Подобрать сказки, стихи, загадки об одежде.

• Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

• Настольный театр, плоскостной магнитный театр.

2 этап – основной

Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

Совместная деятельность педагогов и детей

1. Цикл бесед

«Культура и традиции русского народа»

«Русский народный костюм»

• «Знакомство с элементом женского народного костюма — кокошником»

«Эх, лапти мои!»

2. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:

• Рассматривание иллюстраций о русском быте.

• Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

• Знакомство с пословицами и поговорками;

• Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.

• Чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»;

• Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»;

• Чтение сказки «Морозко»

3. Просмотр презентации «Русский народный костюм».

Просмотр видео и мультипликационных фильмов:

«Царевна-лягушка»;

«Гуси – лебеди».

• Сказки Пушкина А. С. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

4. Дидактические игры:

«Оденем куклу в русский народный костюм»

«Сложи картинку»

«Подберем головной убор к сарафану» и др.

5. Народные подвижные игры : «Гори ясно», «Сова», «Ворон», «Каравай», «Теремок», «Цепи кованные», «Медведь» и др.

6. ОД:

Речевое развитие: «Наша Родина - Россия, наш язык - русский»

• Художественно – эстетическое развитие. Рисование. «Фартук для Варвары».

• Художественно – эстетическое развитие. Аппликация. «Украшение кокошника».

Работа с родителями:

• Проведение бесед о создании и значении проекта;

Консультации:

- «Сказки читаем — речь развиваем!»;

- «Знакомьте детей с народным фольклором»;

• Приобщение родителей к созданию мини – музея «Кукла Варваре в русском народном костюме».

• Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;

• Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.

3 этап – заключительный

Цель: формирование познавательной активности, приобщая к национальной культуре, интерес к фольклору.

анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

презентация на педсовете ДОУ.

Ожидаемые результаты по проекту :

Для детей:

• дети познакомились с историей русского народного костюма и его элементами;

• у детей закрепились представления детей о головных уборах их особенностях, внешнем виде;

• у детей сформировались уважение и бережное отношение к народному костюму и предметам старины;

• у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.

Для педагогов:

• Реализовались основные цели проекта, ее полное отражение в проекте.

• Систематизировались знания детей о русском народном костюме.

• Развиваются у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Для родителей:

• Участие в создании мини - музея «Кукла Варвара в русском народном костюме»

• Установление эмоционального контакта с детьми.

Продукт проектной деятельности :

Развлечение «В гостях у Варвары» (с использованием народного фольклора, частушек, хороводов, русских народных танцев, русских народных игр и русских народных песен).

Анализ проведенной работы по реализации проекта :

В ходе реализации проектной деятельности «Русский народный костюм» выявлено, что дети более глубоко изучили традиционный русский костюм, как важную часть традиционной культуры, что способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщились к народному искусству для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Повысилась познавательная активность.

В процессе работы с родителями воспитанников прослеживается заинтересованность о русской народной культуре : родители советуются с педагогом, как можно применять формы работы с детьми для изучения русского костюма в домашних условиях, определили для себя важность любви к Родине, к родным местам, и гордости за свой народ. А также родители помогли в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы : участие в создании мини - музея «Кукла Варвара в русском народном костюме»

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Оснащение РППС в группе.

2. Оформление холла в детском саду.

3. Методический инструментарий (схемы бесед, занятий, сценарий развлечения и т. д.).

4. Подборка методической литературы

Используемая литература:

1. Алешина Н. В «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью». Серия Воспитание человека. Москва 2005 год

2. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,

аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011

4. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и

дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное воспитание и

обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия

«Мастер – класс педагогов ДОУ»).

5. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие / По ред. К. В.

Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек" с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для старшей группы «Русский народный костюм»
Опубликовано: 5 октября 2023 в 03:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД