Получи документы

Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Переверзева
Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Самообразование для детей старшей группы

«Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Развитие элементарных математических способностей у детей, формирование интереса к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр.

Публикация «Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи:

развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;

• создать оптимальные условия для развития математических способностей детей;

способствовать развитию первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени);

развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

• учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Предполагаемый результат:

• создание в группе математического уголка;

• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;

• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей.

Актуальность выбранной темы

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.

Следует отметить, что не всегда дошкольники понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Примерный план работы педагога над темой: «Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Месяц Содержание работы Практический выход

Сентябрь:

Подбор и изучение литературы по теме; мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. 1. Работа с методической литературой по теме: «Развитие ФЭМП у дошкольников 5-6 лет» Изготовление лото: «Цвет и форма»

2. Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

3. Папка-ширма: «Страна математики»

4. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

5. Анкетирование родителей.

Октябрь: Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства. Практический выход

1. «Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

2. Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Цветные кубики», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

3. Папка - передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»

4. Проведение игр – соревнований • «Чья команда быстрее найдёт предметы» (разной формы).

5. Оформление уголка группы

Ноябрь: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. Практический выход

1. Предложить математические загадки для детей.

2. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

3. Информационный лист ширма-передвижка: «Зачем детям математика».

4. Настольно – печатные игры:

«Лото»

«Парные картинки»

«Домино»

«Цветная мозаика»

«Пазлы»

5. Проведение пальчиковой гимнастики.

Декабрь: Формирование пространственных представлений относительно предмета: на-над-под, слева-справа, впереди справа, впереди слева, вверху-внизу, снаружи-внутри, сзади справа, сзади слева, за-перед. Практический выход

1. Интегрированное занятие по ФЭМП в старшей группе : «Путешествие в страну знаний»

2. Дидактические игры на ориентировку в пространстве относительно предмета:

«Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

«Что находится слева от…».

«Расскажи, где находится шкаф, стул, стол…», «Передай соседу»,

«Найди предмет», «Где чей домик».

3. Папка - передвижка для родителей на тему:

«Рекомендации родителям по математике»

5.«Математические игры и упражнения для дошкольников»

Январь: Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти,на развитие речи и интеллектуальное развитие. Практические выходы

1. Консультация для родителей: «Математика в повседневной жизни ребенка»

2. Подвижные игры: «Космонавты», «Угадай, кто позвал, «Забавный хоккей», «Лови -не лови», «Мы весёлые ребята», «Зо лотые ворота»

3. Чтение математической сказки : «В стране «Математике» в пластилиновом районе»

4. Дидактические игры: «Помоги Незнайке найти геометри ческие фигуры», «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным, «Найди предмет та кого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг, «Составь цепочку из предметов одного цвета» ( Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д)

5. Памятка для родителей: «Участие взрослого в детских играх Проблемные ситуации и их решение».

6. Математические считалки.

Февраль: Закрепление знаний о геометрических фигурах: круг и шар,

квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Практический выход

1. Занятие по ФЭМП в старшей группе : «В поисках сюрприза»

2. Разучивание и отгадывание загадок математического содержания.

3. Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

4. Проведение пальчиковой гимнастики и математических игр.

5. Чтение и заучивание математических потешек и стихов.

Март: «Количество и счет» Практический выход

1. Изучение различных развивающих игр, связанных со счетом и количеством. Д/И «Путаница», «Торопись да не ошибись», «Цепочки», «Уникуб».

2. Математика в сказках»

«Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей»

3. Аппликация составление из геометрических фигур: «Цветок для мамы»

4. Дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

5. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.

Апрель: Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). Практический выход

1. Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми».

2. Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

3. Сюжетно – ролевая игра: «Зоопарк».

4. Игровое упражнение: «Где дорожка длиннее»

5. Физкультминутка: «Аист, аист длинноногий».

Май: Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Практический выход

1. Выступление на итоговом педсовете: «Развитие интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста»;

2. Папка передвижка для родителей: «Математика и логика детей старшего дошкольного возраста»

3. Рассматривание иллюстраций о частях суток.

4. Подвижная игра: «Цветные автомобили».

5. Изготовление дидактических пособий по ФЭМП.

6. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

7. Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего, следует направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитие детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуации с элементами ж, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на заинтересованности ребёнка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школе.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения правильного результата).

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки, способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, оценивать полученный результат).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, загадка. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Работу с родителями следует проводить одновременно с включением занимательных упражнений и игр в жизнь детей группы. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам решения и поиска ответа.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.

Уважаемые родители! Мы хотим предложить вам ряд игр, которые можно использовать для занятий с детьми дома. По вашему мнению, что такое игра для ребёнка? Как вы считаете, вы хорошо осведомлены об интересах вашего ребёнка, вы знаете, с чем ему хочется играть? Выберите игрушку, которая могла бы, по вашему мнению, заинтересовать вашего ребёнка (ранее предлагалось проделать тоже детям).

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Линейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представленийЛинейный календарь как способ развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Задачи: - Дать детям элементарные представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 08:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД