Сценарий мастер-класса в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст)

Алла Лирнык
Сценарий мастер-класса в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст)

Сценарий мастер-класса для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей

с задержкой психического развития

по теме: «Весенняя история».

Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений, происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, саморегуляция и произвольность движений и поведения (М. А. Касицына, И. Г. Бородина «Коррекционная ритмика»).

Ввиду особых образовательных и воспитательных потребностей детей с задержкой психического развития коррекционная ритмика проводится совместно с учителем — дефектологом ДОУ. Основная задача учителя — дефектолога заключается в трансляции организационной помощи детям при реализации поставленной цели: способствовать обогащению познавательных возможностей и развитию творческих способностей детей средствами музыкально - ритмических движений.

Основные задачи: обеспечить регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов; развивать чувствование экспрессии своего тела, произвольность психических процессов (внимания, памяти); формировать навыки адекватного поведения, умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.

Ход занятия:

Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба в колонне, боковой галоп, ходьба на месте с хлопками – хлопок на сильную долю.

Голову держать прямо, спина ровная. (Диск «Репертуар хореографа»).

Основная часть.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Цель: развитие коммуникативных навыков общения.

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки в ладоши)

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ (выставление ноги на пятку)

Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх (массирующие движения по щекам)

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте губки – мм, мм, мм, (движения губами)

Здравствуйте зубки – цок, цок, цок

Здравствуй, мой носик – бим, бим, бим (указательным пальцем показать нос)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте гости!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Вот с таким хорошим настроением мы отправимся с вами в путешествие на весеннюю полянку! Ведь нам так хочется тепла весеннего солнышка, почувствовать аромат зеленой травки и услышать пение птиц. Вы готовы?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: А полетим мы с вами на самолете! Каждый летчик вылетает со своего аэропорта! Полетели?

Дети: Да!

Двигательное упражнение «Самолет»

Цель: развитие слухового внимания и ориентировки в пространстве.

Дети двигаются врассыпную под музыку. При остановке музыки дети «приземляются» в свой аэропорт. Движения мягкие, спокойные. С музыкой дети вновь должны продолжить полет. Игра повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы летели с вами очень долго, было несколько остановок. Отдохнем немного!

Две руки хлопают – хлоп, хлоп

Две ноги топают – топ, топ

Два локотка вращаются

Два глаза закрываются…

Музыкальный руководитель: Открываем глаза. Посмотрите, куда мы с вами прилетели? Это же весенняя полянка! Радуется приходу весны птицы, солнышко и цветы. Сколько здесь цветов и зеленой травки?

Учитель – дефектолог: Ребята, вспомните, как называются весенние цветы? Раздает детям подснежники с корзины.

Упражнение «Цветок»

Цель: развитие координации движений.

Вырос подснежник на весенней полянке дети соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой.

Нежную голову робко поднял

Ветер подул – он качнулся неловко покачивают ладони медленно, быстро

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо наклоняют ладони вперед, назад, влево, вправо.

Вперед и назад, налево, направо.

«Упражнение с цветами»

Цель: развитие мышечной регуляции и ритмичности движений, пространственных представлений.

Дети стоят в круге. С началом звучания музыки они передают движениями рук плавный, неторопливый ее характер. Слегка подняв руки вперед, дети на каждую сильную долю такта плавно машут цветами, одновременно сгибая и разгибая кисти рук.

Дыхательное упражнение «Подснежник»

Стать прямо, опустить руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вверх, при этом глубокий вдох через нос. Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание. Сделать медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержать дыхание. Медленный выдох через рот и выпрямились. Снова задержать дыхание. Наклониться влево, медленно выдохнуть через рот. Снова задержать дыхание. Выполнять 2-3 раза.

Подснежники положить в корзину.

Учитель – дефектолог: Ребята, а вот и солнышко выглянуло!

Игра – забава «Солнышко»

Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью.

Вот как солнышко встает – выше, выше, выше! Дети присели, плавно поднимаются вверх.

К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже! Дети опускаются вниз

Хорошо - хорошо, солнышко смеется Хлопки в ладоши.

А под солнышком всем весело поется.

Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища). Предложить детям представить разницу ощущений и передать ее действиями. Этюд проводится 2 раза.

Музыкальный руководитель: Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться, мы сожжемся в комок и задержим дыхание. (На вдохе).

- Солнце вышло из – за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе).

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на полянке и послушать музыку. Звучит музыка М. Картушиной «Песня лисы».

Я лисичка, я сестричка

Рыжая плутовка

Если надо, если надо

Обману всех ловко…

Музыкальный руководитель: Ребята, чья это музыка? Как вы думаете? Кто к нам торопится на полянку? Ответы детей.

Учитель - дефектолог одевает на голову ребенка маску лисы и просит выполнить задание.

Этюд на развитие эмоциональной сферы «Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.

На полянке изба стоит

Кто в избе так сладко спит?

Вдруг проснулись в избе зайцы

Завели все разговор….

- лисичка стоит у окна избушки, в которой живут зайцы, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо, взгляд направлен в сторону, рот полуоткрыт.

Этюд выполняют все дети группы по очереди.

Музыкальный руководитель: Давайте к нам на полянку позовем зайку!

Учитель — дефектолог уводит ребенка в избу, одевает маску зайца.

А позовем мы зайчика веселыми ладошками.

Зайка появляется только на громкую музыку.

Упражнение «Веселые ладошки»

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки, развивает чувство ритма.

Дети хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.

Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой).

Зайка, зайка покажись

На полянке покружись!

Заключительная часть.

Подвижная игра «Зайка»

Цель: Синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху. Дети становятся в круг.

Движения по тексту:

Зайка по лесу скакал Дети скачут как зайки

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке Показывают ушки

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается Пугливо оглядывается

Кто – то по лесу крадется

Заяц путает следы Дети скачут вокруг себя

Убегает от беды.

Пыгнул в бок и обернулся Прыжок в сторону

И под кустиком свернулся

Словно беленький клубок Дети сворачиваются в клубок.

Чтоб никто найти не смог.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня с вами увидели много интересного — и первые цветы подснежники, встретили зайку, лису, почувствовали тепло весеннего солнышка. Наше путешествие подходит к концу. (Дети берут резиновые коврики, расстилают их, готовятся к релаксации).

Релаксационное упражнение «Порхание бабочки»

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Музыкальный руководитель: Ребята, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Мы с вами находимся на полянке в прекрасный весенний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю полянку, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуйте аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза.

Поднимайтесь потихоньку, вставайте…

Вам понравилось путешествие на весеннюю полянку? Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Влево, вправо повернись

В детском саду снова окажись…

Молодцы ребята, до новых встреч!

Дети прощаются по - музыкальному.

Музыкальный материал:

1. Марш «Вместе весело шагать» муз. А. Александрова

2. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» М. Картушина

3. Самолет (шотландская народная мелодия)

4. Вальс цветов П. И. Чайковский

5. Игра-забава «Солнышко» муз. и сл. А. Лирнык

6. Песня лисы М. Картушина

7. «Старинная полька» в обр. Н. Соколовой

Планируемый результат:

Дети знают и понимают содержание проведенного занятия, доверяют педагогам, стремятся к контакту с ними, проявляют интерес к занятию. Присутствует психологический комфорт и позитивные чувства воспитанников.

Публикации по теме:

Давайте знакомиться — я учитель-дефектолог Немного о себе. Окончила киевский государственный педагогический институт по специальности: учитель вспомагательных классов. Сейчас работаю.

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Научная лаборатория
  • Пасха
Автор публикации:
Сценарий мастер-класса в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 26 октября 2013 в 10:36
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...