Папки-передвижки

Конспект экскурсии «Чемодан юного исследователя» (биология) «Мир насекомых» (2 фото)

Анжелика Витальевна Резайкина
Конспект экскурсии «Чемодан юного исследователя» (биология) «Мир насекомых»

Уважаемые коллеги, сегодня хочу с вами поделиться сценарием экскурсии по музея в чемодане "Мир насекомых". Экскурсию воспитанники проводят сами для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект экскурсии «Чемодан юного исследователя» (биология) «Мир насекомых»

Цель экскурсии: Создание интерактивной среды для интеллектуального обогащения представлений детей о мире насекомых, реализуя направление музейной педагогики по теме: «Мир насекомых».

Задачи:

- создавать условия для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка;

- формировать основы безопасного поведения в природе;

Публикация «Конспект экскурсии „Чемодан юного исследователя“ (биология) „Мир насекомых“» размещена в разделах

- воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему, обогащая монологическую речь и совершенствуя диалогическую;

-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о насекомых;

- расширять первичные представления о свойствах окружающего мира природы – части и целом, формируя познавательный интерес к жизни насекомых.

Группа: старшая.

Форма проведения: интерактивная экскурсия.

Предварительная работа:

- беседы на тему «Лес и его обитатели», «Муравей - полезное насекомое», «Роль муравья в природе», «Зачем нужна пчела», «Роль насекомых в природе»;

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Насекомые», «Насекомые - природные сообщества»;

- чтение книг Д. Мамин-Сибиряк «Насекомьи сказки», Н. Романова «Муравей Красная точка», В. Бианки «Путешествие муравьишки», М. Пришвин «Пень - муравейник»;

- просмотр научно-популярных фильмов: «Микрокосмос. Жители травы»;

мультфильмов «Путешествие муравьишки», «Лунтик», «Букашки», «Баранкин, будь человеком!»;

- сравнение моделей разных насекомых;

- аппликация с элементами пластилинопластики «Муравьи у муравейника», рисование «пчёл и улей», аппликация «Божьи коровки на лесной полянке»;

- составление описательных рассказов;

- дидактические игры «Угадай насекомое», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Кто где живет», «Расскажи про насекомое», «Найди различия между насекомыми»;

- театрализованные игры «Путешествие муравьишки», «Превращение муравьишки», «Путешествие по саду», «Муха Цокотуха»

Оборудование и материалы:

Основной фонд музея:

- экспонаты насекомых (муравей, пчела, божья коровка).

Вспомогательный фонд:

- пластмассовые модели насекомых;

- фотографии строение пчелы;

- альбом с работами детей;

- макеты муравейник, муравейник в разрезе, макет цикл развития бронзовки;

- коллекция божьих коровок, бабочек, жуков;

- деревянный улей, соты;

- лупа, микроскоп.

Рекомендации по работе с родителями:

- создание книжек - малышек «Насекомые леса»;

- изготовление макетов «Муравейник», «Муравейник в разрезе»;

- создание на участке «Парк насекомых»;

- связать насекомых.

Методы и приемы:

Словесные методы:

- рассказ ребенка, чтение стихотворений, проведение физминутки

Наглядные методы:

- показ экспонатов и фотографий

Ход экскурсии:

Вика: (в костюме божьей коровки): Здравствуйте! Добро пожаловать в наш музей в чемодане.

Насекомые весной

Вьются и порхают —

На полянке на лесной —

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Вика: Сегодня мы познакомим вас с лесными насекомыми.

Вика: (берет в руки лупу) У меня в руках лупа. Лупа – это увеличительное стекло, через нее можно рассмотреть мелкие детали, предметы и маленьких насекомых. Итак, наша первая остановка, будет возле муравейника. (Показывает муравейник)

Арсений (в костюме муравья): - здравствуйте, я муравей. Мы насекомое маленького размера, черного или коричневого цвета.

Экспонат №1 (муравей): Тело муравья состоит из частей: голова, грудь и брюшко. На голове есть глаза и усики. Также у муравья есть 6 ножек.

экспонат №2 (муравейник): А это мой дом. Мы живем в муравейнике большой дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса, а охраняют ее солдаты. Но больше всего в муравейнике рабочих муравьев. Муравьи питаются другими насекомыми и молочком тли. Муравьи – полезные насекомые, они поедают гусениц и других вредных насекомых. Муравьи являются самыми сильными на земле, потому что могут поднять вес в 10 раз больше своего веса.

Экспонат №3 (муравейник в разрезе): Муравьи хорошие строители. Муравейник – это просторный уютный дом. В нем есть множество комнат.

В муравейнике есть вентиляционный вход. Он охраняется муравьями солдатами. В самом верху есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами, называется солярий. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть хлебный склад, где муравьи хранят зерна. Мясная кладовка, туда муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

В муравейнике есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.

Арсений: Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Не разоряйте муравейники!

Софья (в костюме пчелки):

Вот наш №4 экспонат (фотография строение пчелы). Посмотрите, какая у нас пчела. Давайте ее хорошо рассмотрим. Тело у пчелы состоит из нескольких частей – голова, грудка и брюшко, у нее есть хоботок и усики, крылышки и 6 лапок. Поэтому пчела – это насекомое. На теле есть характерные желтые полоски. У пчел на ногах есть кисточки и корзиночки, с помощью которых она собирает цветочную пыльцу. Хоботком пчела достает нектар. Жало использует для защиты.

экспонат №5 (деревянный улей) Следующий экспонат - это улей, рассмотрим его внимательно. Улей это дом, в котором живут пчелы. А делают такие дома для пчел люди, их называют пчеловоды. Они занимаются разведением пчел и строят целые деревни из таких ульев на полянах и называются такие места – пасеки /демонстрация фотографий пасек/

Софья: Я предлагаю вам немного поиграть:

физминутка «Трудолюбивая пчела»

Пчелка трудится весь день (Руками рисуем перед собой круг)

И работать ей не лень (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения по животу)

Хоботком нектар сосет (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар в тот улей (изображают пчел)

И назад вернется пулей (резко выбросить вперед руку)

В сотах утрамбует мед (топанье ногами)

Скоро ведь зима придет (поеживание)

Будет пчелкам чем питаться (имитация движений ложкой)

Надо летом им стараться (имитация накладывания меда в соты)

Софья: А сейчас я вам предлагаю заглянуть в улей, я расскажу как он устроен. В улье живет пчелиная семья – рой. Самая главная в улье это царица пчела, она откладывает яички, из которых получаются куколки, а из них рождаются маленькие пчелки. Еще в улье есть трутни, рабочие пчелы и пчелы – охранники. Собирают мёд рабочие пчелы.

Вика: Давайте рассмотрим следующий экспонат Показ экспоната №6 «Соты»

Вика: Соты делают пчелы сами из воска, когда ячейка сот заполнится нектаром, то пчелы запечатывают ее воском и там происходит превращение нектара в мед. Зимой пчелы будут питаться этим медом, ведь зимой нектар им не собирать.

Я — маленькая пчелка,

Я за медком лечу,

Наполнить соты медом

Быстрее всех хочу.

Мои подружки-пчелки

За мною вслед летят,

Наполнить соты медом

Быстрей меня хотят.

…Мы трудимся все лето,

За много верст летим,

Зато зимой всех медом

Душистым угостим!

Экспонат № 7 (цикл развития бронзовки)

Вика: Как и у всех насекомых, бронзовки в течение жизни проходят несколько стадий развития: самка откладывает яйца. Спустя несколько недель появляются личинки. Далее они превращаются в куколок. Их короткие ножки отлично справляются с формированием вокруг себя кокона из выделяемого ими же специального секрета. К концу лета появляется взрослый жук - бронзовка.

Арсений: Спасибо, что согласились посетить наш музей в чемодане «Мир насекомых»

Фото «Мир насекомых»
Публикации по теме:

Мастер-класс «Большой сказочный чемодан»Мастер-класс «Большой сказочный чемодан» Как-то увидела я на просторах интернета чемодан с куколками и начала мечтать сделать что-нибудь подобное. А мечты при большом желании имеют.

Дидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольниковДидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольников .

Дидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольниковДидактическое пособие «Чемоданчик юного исследователя» для старших дошкольников Дети любят опыты и эксперименты, познают мир через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении.

«Школа юного пешехода» конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе«Школа юного пешехода» конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Безопасность жизнедеятельности») по теме «Школа.

Лэпбук «Волшебный чемодан»Лэпбук «Волшебный чемодан» Для того, чтобы развивалась речь ребенка, необходимо окружить его вещами, которые он может рассматривать, сравнивать, изучать в играх и.

Мини-лаборатория, или «Чемодан юного исследователя»Мини-лаборатория, или «Чемодан юного исследователя» Природа наш общий дом. Человек – часть природы! Людям всегда было интересно: наблюдать за природными явлениями, изучать свойства природных.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Развивающее пособие «Тактильная коробка «Волшебный чемодан»Развивающее пособие «Тактильная коробка «Волшебный чемодан» Развивающее пособие. Тактильная коробка «Волшебный чемодан». Тактильная коробка представляет собой емкость, наполненную предметами из разнофактурных.

Универсальное дидактическое пособие «Чемодан эмоций»Универсальное дидактическое пособие «Чемодан эмоций» МДОАУ «ЦРР – детский сад № 56 «Надежда» г. ОрскаУниверсальное дидактическое пособие: «Чемодан Эмоций» для детей 4-7 лет Воспитатель высшей.

Викторина «Физика. Химия. Биология» в 11 классе 1. Химическое вещество, которого больше всего содержится в живой клетке? (Вода) 2. Великий русский ученый, известный как поэт, химик, физик,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии «Чемодан юного исследователя» (биология) «Мир насекомых»
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 13:34
+105Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД