Папки-передвижки

Семинар для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

ЕЛЕНА МЕДВЕДЕВА
Семинар для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Семинар для родителей

«Артикуляционная и дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем Мастер-классе, посвященному Артикуляционной и Дыхательной гимнастике, и о их серьезном значении в коррекции нарушенного звукопроизношения у детей.

Публикация «Семинар для родителей „Артикуляционная и дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе: т. е. на укрепление мышц языка, губ, щек, мягкого неба, голосовых связок и подвижности нижней челюсти. Благодаря подвижности органов артикуляции человек может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению. Однако, у детей с нарушением произношения звуков мышцы речевого аппарата слабые и ненатренированные, поэтому движения органов недостаточно четкие и согласованные.

Т. е., как я уже сказала, цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.

Итак, чтобы наши занятия принесли пользу, надо проводить их по определенным правилам:

артикуляционную гимнастику надо делать ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять гимнастику по 7-10 минут, чтобы ребенок не устал и не утратил интерес;

За одно занятие рекомендуется проделывать 5-7 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два;

Каждое упражнение выполняется по 5 -7 раз;

Упражнения проводится медленно, не спеша, а главное правильно;

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении

выполнять упражнения на счет, чтобы выработать четкость их исполнения;

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит свое лицо и лицо взрослого, но можно и настольное зеркальце. Взрослый при этом сидит или перед зеркалом рядом с ребенком или лицом к малышу). Ребенок должен контролировать правильность выполнения движения.

Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать элемент игры. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых моментов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно. Помните, что упражнения сложные и даже у Вас взрослых они могут не получаться с первого раза, поэтому будьте терпеливы с детьми, ни в коем случае не ругайте их, и помните, что, если Вы будете заниматься каждый день, то у вас скоро всё получится.

Приступайте к выполнению упражнений в хорошем настроении, а заканчивая гимнастику обязательно похвалите малыша!

Еще важно отметить, прежде, чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики крайне затруднительно для ребёнка.

Теперь остановимся на том, какие же артикуляционные упражнения бывают.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Статические упражнения должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, нужно еще и удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Сейчас мы попробуем их выполнить тоже.

Улыбка (заборчик)

Бегемотик (окошечко)

Хоботок (трубочка)

Толстячки

Худышки

Блинчик

Парус

Грибок

Чашечка

Это некоторые основные упражнения, но их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важны это первые два упражнения – «Заборчик», «Бегемотик», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Бегемотик» - «Парус». И так многие упражнения будут начинаться именно с этих двух.

Динамические упражнения – это упражнения, в которых необходимы правильные движения щек, губ, языка. Эти упражнения тоже проводятся либо под счет, либо под соответствующие слова-команды. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Сейчас мы попробуем их выполнить тоже.

Спрячь конфетку

Змейка

Часики (тик-так)

Качели (вверх-вниз)

Киска сердится (киска спинку выгнула, рассердилась, фыркнула)

Чистим зубки

Маляр

Индюк

Лошадка

Горочка

Гармошка

Варенье

Дятел

Мотор

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то, чтобы выполнить все эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, ребенку принесет большую пользу, а вам позволит наблюдать за его прогрессом.

Кроме артикуляционной гимнастики, также для укрепления органов артикуляционного аппарата мы можем дополнительно использовать разные сладости, которыми мы ежедневно угощаем наших детей. Например:

• Укрепить губы можно с помощью мармеладного червячка. 1) Ребёнок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы. 2) Либо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка - постараться подольше удерживать мармеладку губами.

• Упражнение со сладкой соломкой 1) Ребенок высовывает язык изо рта и удерживает на нём соломку, сколько сможет. 2) Ребенок открывает рот и старается удерживать соломку вдоль по средней линии языка. Можно прижать соломку к верхним зубам, не закрывая рта. 3) Ребёнок держит соломку над верхней губой языком. 4) Ребёнку нужно удержать соломку между верхней губой и носом - изображаем усы. 5) Упражнение немного посложнее. Удерживаем соломку, прижимая её языком к нижним зубам.

«Упражнение Чашечка с конфетками» 1) Язык держим в форме чашечки. Внутрь «чашечки» кладем и держим конфетку-драже. Либо в чашечку можно капнуть из пипетки сладкий чай.

• Облизывая Чупа-чупс, тренируем мышцы языка.

«Жевательная конфета» Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх. «Вкусное варенье» Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз.

«Упражнения с сушкой» 1) "Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево. 2) «Слоник» - на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

«Упражнения с тарелкой» - облизываем тарелку после вкусного ужина

«Хомячок» (во время купания) Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую

«Яблочко». Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

Можно сопровождать гимнастику текстом, сказкой или стихотворением.

В логопедической коррекционной работе важным является и речевое дыхание, которое отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания как :

- Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи.

- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

-Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

- Некоторые дети неправильно произносят звуки лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине слов, фраз, предложений, и правильному произношению многих звуков.

Кроме того, дыхательная гимнастика помогает головному мозгу насытиться кислородом, обладает общим оздоравливающим эффектом, благотворно влияет на бронхи и легкие, увеличивает их объем и улучшает вентиляцию, а также выполняет профилактическую роль простудных заболеваний.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, мы учим детей диафрагмальному дыханию. Т. е.

Параметры правильного ротового выдоха:

- вдох через нос – «набираем полный живот воздуха»;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

- выдох происходит плавно, а не толчками, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы и надувать щеки.

При проведении игр, направленных на развитие дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики :

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений тоже лучше проводить в игровой форме, вызвав у ребенка положительный эмоциональный настрой, а также снять напряжение.

Для проведения дыхательной гимнастики возможно использование различных приспособлений: свистков, дудок, воздушных шариков, трубочек для коктейля, мыльных пузырей, можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Главное, чтобы выдох был длительным, плавным и щеки при этом не надувались.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи :

1. «Забей мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на шарик, стараясь, чтобы он залетел в ворота.

2. «Дует ветерок» Вдохнуть, вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и длительным выдохом сдуть ватный шарик с ладони.

3. «Буря в стакане». Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь коктейльная трубочка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, можно менять силу выдоха. «Буря утихла-разбушевалась»

4. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звуков [р, ш, ж]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

5. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Воздушный шарик». Лёжа, руки проложить на животик, представив, что вместо животика воздушный шарик и теперь медленно надувать воображаемый шарик, а после этого мама или логопед хлопает в ладоши (через 5 секунд) и шарик сдувается. Либо положить на животик ребенка мягкую игрушку и предложить покачать ее животом.

• Качаю рыбку на волне,

• То вверх (вдох,

• То вниз (выдох)

• Плывет на мне.

6. «Потягушки». Стоя, руки вдоль туловища, на счёт 1 – руки вверх и вдох. 2 – руки вниз и выдох. (Повторяем 4-5 раз)

7.«Обнимашки». Стоя, руки перед собой, на счёт 1 – руки в стороны и вдох. 2 – ребёнок охватывает свои плечи руками и выдох.

8. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.

Таким образом, дыхательная гимнастика является одним из самых доступных видов двигательной активности и выступает как развивающее, корректирующее и профилактическое мероприятие.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Консультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возрастаКонсультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возраста " Водная дыхательная гимнастика"- это не только полезное для детей занятие но и очень увлекательное. Для этого используется чистая вода.

Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика»Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика» Как разнообразить артикуляционную гимнастику учителю-логопеду? Нужно исходить из того, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика с детьми раннего возрастаДыхательная гимнастика с детьми раннего возраста Фотоотчет "Дыхательная гимнастика с детьми раннего возраста" Артикуляция — лишь один из "бонусов", которые приносят занятия дыхательной.

Консультация для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика может быть интересной»Консультация для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика может быть интересной» Я работаю в коррекционной группе, которую посещают дети с нарушениями зрения. Особенность развития моих воспитанников, как и всех детей.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи» Цель: подготовка артикуляторного аппарата к чёткому произношению звуков и правильной дикции, формирование силы, точности кинестетических.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 октября 2023 в 22:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД