МААМ-картинки

Семинар на тему «Создание предметно-развивающей среды в группе»

Оксана Солодская
Семинар на тему «Создание предметно-развивающей среды в группе»

«Создание предметно-развивающей среды в группе»

Цель: Повысить профессиональное мастерство, творческую активность педагогов. Стимулировать участников педагогического процесса к поиску оптимальных вариантов организации развивающей среды.

План-программа семинара

1. Доклад на тему : «Создание предметно-развивающей среды в группе».

2. Викторина «Счастливый случай».

3. Экскурсия по группе.

4. Итог, обсуждение.

Публикация «Семинар на тему „Создание предметно-развивающей среды в группе“» размещена в разделах

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении-правильная организация развивающей среды.

Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.

Определяющим моментом создания развивающей среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию целей, задач и содержания выбранной образовательной программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей посещающих группу : возраст, интересы, склонности, способности, уровень развития, личностные особенности.

Особенности развивающей среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если, например, воспитатель увлекается историей нашей станицы, Кубани, любит изучать её вместе с детьми, конечно, это найдёт отражение в обстановке группы. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности, прикладному творчеству и т. п. - это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жёстких требований к построению предметно-развивающей среды. Но вместе с тем, можно выделить наиболее общие требования при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основана на современных подходах к образованию:

В каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и т. д.) .

Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребё нка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребё нка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, игры с крупными двигателями (машинки, коляски для кукол и т. п.). Детям четвёртого года необходимо развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием использовать уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2-3 человека. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.

Динамичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно, примерно раз в 3 месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе, нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести, группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.

Среда должна быть наполнена развивающим содержанием соответствующим:

-интересам мальчиков и девочек;

- «центр ближайшего развития»- в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определённого возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов, ориентированных на более старший возраст.

При организации развивающей среды в группе учитываются следующие принципы:

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребёнка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты приближённый к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду.

В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы должен быть единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз цветовой гамме, не должны нарушать общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и лёгкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы : игрушки, постеры в рамках, искусственное дерево в центре природы и т. п.

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

Педагоги должны стремиться создать в группе условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника. Предметная среда должна представлять ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.

При построении развивающей среды необходимо соблюдать принцип зонирования.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков так и девочек.

В одном и том же центре, согласно принципу интеграции, можно заниматься различными видами деятельности. Так, например, природный центр может стать местом уединения или исследовательским центром.

Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, педагогам стоит осторожно подходит к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности.

Место педагога в предметно-развивающей среде.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организует предметный мир, раскрывает в своих действиях отношениях с детьми его сущность: он оживляет окружающую среду, делает её доступной и понятной для ребёнка. Воспитатель с одной стороны является автором среды, ч другой её компонентом.

Автор потому, что знал особенности развития каждого ребёнка, творит, проектирует и создаёт среду. Создавая «среду обитания» ребёнка воспитатель решает много творческих задач, он становиться дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником и т. п.

Компонент потому, что определяя своё место в среде относительно каждого ребёнка. Например: сильный в интеллектуальном развитии ребёнок- он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результативной деятельности, ему нужно создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребёнку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу.

А вот ребёнок, которому нужна частичная поддержка, и наконец, тот кто нуждается в помощи в различных видах её преподнесения: объяснение, показ, совместное выполнение действий и т. д. Все эти виды использования среды и педагога как её компонента ориентирует всех детей на успех, радость, достижения, а значит и на продвижение вперёд, поскольку именно успех и радость заставляет многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться. Именно она и является толчковыми факторами развития.

Оснащённая таким образом предметная среда, не только представляет собой объект и средство деятельности ребёнка, но и выступает носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, представляет ему возможности для проявления творчества, служит поддержанию его личностного и профессионального самовыражения.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

План работы по самообразованию. Тема «Реализация генндерного подхода в воспитании детей» В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в области «Социализация» поставлена задача – формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар на тему «Создание предметно-развивающей среды в группе»
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 20:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД