Папки-передвижки

Семинар «Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей»

Ольга Семенова
Семинар «Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Публикация «Семинар „Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей“» размещена в разделах

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле (СЛАЙД№)

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д. (СЛАЙД№) В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические и методические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы. В соответствии с первым из этих подходов «творческие способности рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи». В соответствии с другим подходом «творческие способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (эвристических приемов решения задач, которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности». Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что «творческие способности составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования творческих способностей детей». Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, их нужно рассматривать во взаимосвязи.

Для того чтобы развивать творческие способности детей, нужно знать их показатели.

(СЛАЙД№) Основными показателями творческих способностей человека, независимо от возраста, являются беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость. Рассмотрим подробнее:

Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Ответьте на вопрос:

Являются ли эти показатели творческих способностей врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? (СЛАЙД №) Один из самых известных создателей системы измерения творческих способностей Элис Пол Торренс говорил по этому поводу, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых (воспитателей и педагогов)». Это утверждение говорит о том, что творческие способности детей нужно развивать.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

В развитии творческих способностей дошкольников выделяются 4 основных этапа (СЛАЙД№).

Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Ребенка может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может угаснуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

Второй этап – раскрытие индивидуальности. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. На этом этапе ребенок в соответствии со своим увлечением поступает в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у него появляется наставник, который работает с ним уже индивидуально. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. На этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, т. е. родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться в избранном виде деятельности и достигать высоких результатов.

Третий – этап роста. На этом этапе ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге – профессионале своего дела, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для развития творческих способностей ребенка и поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны творческие конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый – этап мастерства. На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

Итак, на первом этапе развития творческих способностей ребенок подражает родителям, на втором и третьем этапах преподаватель как наставник юного дарования начинает играть все более заметную роль в развитии творческих способностей ребенка. На третьем этапе взрослые уже имеют дело с состоявшейся творческой личностью. Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.

(СЛАЙД№) Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. Одно из важнейших условий для проявления творческих способностей детейорганизация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация атмосферы творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является развитие сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо развивать у детей и эмоциональное эстетическое восприятие, т. е. развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития творческого мышления, творческих способностей детей, повышает их творческо-поисковую активность.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т. е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

(СЛАЙД№)

Главным фактором определяющим творческое развитие является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет микросреда, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры :(СЛАЙД№ 10)

1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку : ожидание «достижений или независимости».

В нашей группе мы проанкетировали родителей на тему «Развитие творческих способностей у дошкольников». Давайте посмотрим на диаграмму ответов родителей группы. (СЛАЙДЫ №11-25). После просмотра сделаем вывод: развитие творческих способностей у детей в равной степени зависит от родителей и от педагогов, мы создаем условия в группе, предлагаем консультации и рекомендации родителям по созданию условий дома для творчества или куда отвести ребенка, в какую студию, кружок. Во всех видах деятельности вносим разнообразия работы, материалы. И конечно необходима ребенку благоприятная атмосфера. Тогда состояние ребенка будет свободным и раскрепощенным, эмоционально уравновешанным.

МОИ СЛОВА:

Если в семье предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей.

Были обнаружены положительные корреляции (увелечение одной переменной на увелечение другой переменной) между негармоничными эмоциональными отношения в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных, меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. (КАК БЫ ПО КОРОЧЕ И ПОНЯТНЕЕ) Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

МОИ СЛОВА (СЛАЙД №27)

Огромную роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений : Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, если в семье старший или единственный сын. Если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Меньше шансов у детей быть креативными, если ребенок идентифицирует себя с отцом. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье. Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности. Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

МОИ СЛОВА (ПОСЛЕ СЛАЙДА№27)

Развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм (стремление ребенка отстаивать свое мнение, независимость, мотивация самоактуализации, и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности). Формирование этих личностных свойств пользуясь немногочисленными исследованиями посвященные сензитивному периоду развития креативности, то наиболее вероятно этот период в 3-5 лет. К трем годам у ребенка, по данным Эльконина появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослыми» (Е. В. Субботский). У детей появляется «потребность в компенсации» – и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца второго и четвертого года жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

Итак: возвращаясь к вышесказанному, что в развитии творческих способностей у детей огромную роль играют и родители и педагоги переходим к рекомендациям для педагогов и для родителей. (СЛАЙД№29 или 30)

Рекомендации для педагогов:

МОИ СЛОВА:

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.

Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности.

К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относится с уважением. Более того, учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Фельдхузен и Треффингер (1980г.) отмечаются важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей.

• Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя.

• Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

• Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в классе, воспитатель дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно. Как построить творческий процесс (СЛАЙД №32)

Творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:

• Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.

• Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.

• Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому воспитатель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Богоявленская Диана Борисовна(1932г)-психолог, специалист в области психологии мышления, творчества и одаренности, в своей работе «Основные современные концепции творчества» выделяет 8 стратегий обучения творчеству (условия развития творчества и повышения творческой активности) :

1. Быть примером для подражания.

2. Поощрять сомнения возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.

3. Разрешать делать ошибки.

4. Поощрять разумный риск.

5. Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему. Поощрять, и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.

7. Предоставлять время для творческого мышления. Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.

8. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Стимулировать дальнейшее развитие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь,.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие творческих способностей детей» Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них”. В. Г. Белинский Дошкольный возраст,.

Оптимизация детско-родительских отношений Составила : Большакова Вера Владимировна МБДОУ д/сад 144 г. Иркутск. 2017 год. Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся.

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста М Б Д О У Д /С № 13 «В и ш е н к а» Проект в подготовительной группе Тема: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих.

Развитие детско-родительских отношений и самостоятельность детей Рекомендации родителям Данные рекомендации направлены на формирование конструктивных отношений «родитель-ребенок», ориентированы на на повышение.

Рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Родительское собрание «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка» Я рада приветствовать вас сегодня! Тема нашего собрания "Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка". Мы сегодня.

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений. Цель - учить родителей безусловно принимать своего ребенка; - способствовать исследованию.

Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста В статье представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного.

Влияние сенсорного воспитания на развитие творческих способностей детей Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этот период у детей происходит становление всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей»
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 18:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД