Семинар-практикум для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

Евгения Булычева
Семинар-практикум для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка и способах профилактики плоскостопия у детей.

Предварительная работа:

• Интервьюирование детей.

• Анкетирование родителей.

• Изготовление с детьми пригласительных для родителей.

• Оформление зала и подготовка оборудования.

• Оформление письма – приглашения.

План проведения:

1. Консультация «Профилактика плоскостопия у дошкольников», вручение памяток.

2. Совместная двигательная деятельность детей и родителей «Играем пальчиками».

3. Выставка методической литературы и пособий по проблеме.

4. Презентация нестандартного физкультурного оборудования по профилактике плоскостопия.

Консультация для родителей

«Профилактика плоскостопия у дошкольников»

Слайд 1

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

Анкетирование, проведенное в вашей группе, показало, что всех родителей без исключения волнует вопрос сохранения и укрепления здоровья своего ребёнка. Но в силу разных причин (дефицита времени, усталости, собственной лени) детям уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. К большому сожалению, далеко не все родители делают вместе с детьми зарядку, регулярно гуляют на свежем воздухе, делают им массаж, к тому же отдают предпочтение не подвижным играм, а интеллектуальным и развивающим. Всё это подтверждают и результаты опроса, проведённого среди детей.

Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников (растёт число детей состоящих на диспансерном учете в детской поликлинике с различными заболеваниями, увеличении числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

Плоскостопие – болезнь серьезная из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что многие годы человеку прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать – так до упаду, заболел – не раскисай, и вообще – если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе.

Но времена громких лозунгов миновали, оставив человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.

Что же такое плоскостопие?

Слайд 2

Это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов.

Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются данные нарушения, какие факторы влияют на формирование свода стопы?

Слайд 3

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.

Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.

К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.

Слайд 4

До 4,5-5 лет у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы является патологией. Поэтому медицинское заключение о плоскостопии выносят лишь с пятилетнего возраста.

Слайд 5

Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо! Но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Слайд 6

Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».

Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по ф/р, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, ЛФК, лечебный массаж, корригирующая гимнастика после сна, занятия плаванием в бассейне.

Слайд 7

Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

Слайд 8

* общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,

Слайд 9

* правильный подбор обуви для ребенка,

Слайд 10

* массаж,

Слайд 11

* проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны,

Слайд 12

* специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,

Слайд 13

* использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

Слайд 14-20

В нашей практике мы успешно используем различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и коврики, массажеры, игры, изготовленные из всевозможных материалов).

Слайд 21

На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким (показать массажные шарики).

Слайд 22

Значение пальчиковой гимнастики велико:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность коры головного мозга;

— развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

— снимает тревожность.

Но в нашем случае, массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка.

Слайд 23

С целью установления единых подходов в укреплении здоровья детей в детском саду регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек и нетрадиционного физкультурного оборудования.

Слайд 24

Внимательное отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями, личный пример родителей позитивно влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Родителям необходимо помнить об этом, вместе с детьми делать дома утреннюю гимнастику, вместе играть и гулять. Однако при подборе игр и упражнений родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо использовать те игры и упражнения, которые наиболее полезны детям. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (материалы регулярно выставляются в родительском уголке и представлены на выставке).

Учитывая, что формирование правильного свода стопы — процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно.

Сейчас мы пригласим в зал ваших детей и предпримем попытку провести первое совместное физкультурное мероприятие, где в интересной игровой форме вы будете взаимодействовать со своими малышами и узнаете несколько довольно простых, несложных упражнений, способствующих профилактике плоскостопия. И пусть этот первый опыт двигательного взаимодействия станет для вас небольшим открытием, вы узнаете своего ребёнка с новой стороны, пусть это занятие доставит радость и вам, и вашим детям.

Слайд 25

Перед вами «Правила для участников встречи», огромная просьба их придерживаться:

* На протяжении всего мероприятия выступать в разных ролях: партнёр, помощник, тренер.

* Контролировать поведение своего ребёнка, но без угроз и сравнения с другими детьми.

* Принимать ребёнка таким, каков он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.

* Быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

* Не допускать критических высказываний в адрес других участников.

Приложение 1

Интервьюирование детей

Цель. Выяснение особенностей совместной двигательной деятельности ребенка с родителями. Знакомство родителей с результатами опроса.

Дети отвечают на вопросы:

1. В какие игры любишь играть с родителями?

2. Часто ли играешь с родителями?

3. Занимаешься ли зарядкой вместе с родителями?

4. Делает ли мама тебе массаж ног, спины, рук?

5. Как часто вы гуляете вместе с мамой, папой?

Приложение 2

Анкетирование родителей по проблеме «Влияние детско-родительских отношений на психофизическое развитие ребёнка»

Ваши искренние ответы помогут нам организовать эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей.

1. Влияют ли сложившиеся отношения в семье на психофизическое развитие ребенка?

2. Всегда ли Вы понимаете настроение ребенка?

3. Используете ли тактильный контакт в общении с ребенком?

4. Как Вы обращаетесь к своему ребенку?

5. Сравниваете ли своего ребенка с другими детьми?

6. Как поощряете ребенка?

7. Что мешает Вашему полноценному общению с ребенком?

8. В какие игры с Вами играли Ваши родители?

9. В какие игры любите играть вместе со своим ребенком?

10. Как часто играете с ребенком?

11. По чьей инициативе занимаетесь физическими упражнениями вместе с

ребенком?

12. Уделяете ли Вы внимание профилактике плоскостопия и нарушений осанки у ребенка?

13. Занимаетесь ли с ребенком пальчиковой гимнастикой?

14. Делаете ли ребенку массаж?

Благодарим Вас за сотрудничество. Мира, здоровья и добра вашей семье!

Приложение 3

Приглашение на мероприятие для родителей оформляется в виде детской ладошки:

Уважаемые родители!

О детках своих узнать не хотите ли?

Просим отбросить все ваши дела

И поспешить к нам в садик сюда!

Дорогие мамы и папы!

Приглашаем вас принять участие в совместном мероприятии с детьми

«Играем пальчиками», которое состоится 21 ноября в 17.00.

С нетерпением ждём вас!

Захватите с собой спортивную форму и хорошее настроение!

Дети и педагоги детского сада

Приложение 4

Памятка для родителей

Плоскостопие. Как его выявить?

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.

Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.

Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.

Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается); тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

• Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.

• Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

• При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

• Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

• Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

• Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

• Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед) ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.

8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.

9. «Утюжки». Сидя на полу потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами ног по голеням, затем — круговые движения.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.

Используемая литература

1. Доценко Л. Я здоровым быть мечтаю / Здоровье дошкольника. 2009. №1. С. 37-41.

2. Кириллова Ю. А. Наглядно методическое пособие. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. СПб.

3. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., 2005.

4. Колотова К. В. Лисичке помогаем – вместе по лесу гуляем / Ребёнок в детском саду. 2010. №2. С. 50-52.

5. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение. М., 2004.

6. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 60—64.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

8. Шапко О. Физкультурное занятие для детей и родителей / Здоровье дошкольника. 2010. №2. С. 43-44.

Публикации по теме:

Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного.

Сохраним стопы здоровымиСохраним стопы здоровыми Сохраним стопы здоровыми: профилактика плоскостопия в детском саду. Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Здоровье, гигиена
  • Космос
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 14:52
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фотоотчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...