Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Растим любознайку»

Гульнара Якупова
Семинар-практикум для родителей «Растим любознайку»

Семинар-практикум для родителей

«Растим любознайку».

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

Подготовила:

Воспитатель

Якупова Г. А.

МБОУ «СОШ № 7»

г. Нефтеюганск

План проведения:

Приветствие

Игра «Знакомство»

Что такое ТРИЗ в детском саду (мини - лекция)

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Растим любознайку“» размещена в разделах

Давайте поиграем. (Знакомство с играми для детей)

Как развивать детскую любознательность? (дискуссия)

Умеете ли вы отвечать на детские вопросы? (памятка для родителей)

Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».

Ход проведения:

Добрый вечер! Я рада видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, то вы пришли на эту встречу! Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме семинара - практикума.

А для начала представимся. Давайте встанем в круг. Под музыку я передаю мяч, музыка останавливается и тот родитель, у кого мяч в руках, представляется и отвечает на вопрос: с какого возраста, по вашему мнению, нужно развивать детскую любознательность? Спасибо, всем родителям за выраженное мнение! Прошу вас пройти за столы.

До 2-3 лет родители не придают значения тем знаниям и умениям, которые их малыш накапливает. Но чем ближе к школе, тем больше волнует вопрос: «Способный ли он? Сможет ли хорошо учиться?»

Способности у каждого свои. Главное, вовремя увидеть и направить их развитие.

Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить.

Для того чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам педагогам помогает технология ТРИЗ.

Что такое ТРИЗ в детском саду/ мини – лекция/

Наше время – время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ещё совсем недавно, современная массовая школа сохраняла нетворческий подход к усвоению знаний, часто обучение сводилось к запоминанию и воспроизведению. Детям предлагались знания в готовом виде, и это лишало их возможности делать открытия, вследствие этого дети могли потерять способность к творчеству.

Последнее время делаются попытки выявлять и развивать творческие способности детей. Для этого создаются кружки по интересам, студии, новые программы. Программа ФГОС предъявляет новые требования к системе образования. В школе и в детском саду все больше признания получает развивающее обучение. Так одной из приоритетных задач нашего сада является активная реализация технологий развивающего обучения в деятельности педагогов учреждения.

Одним из компонентов развивающего обучения является технология ТРИЗ. что же такое ТРИЗ? аббревиатура расшифровывается как ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию. Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.

Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей.

В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учить ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника. Тризовцы считают, что если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это, согласитесь, очень важное для человека качество.

Тризовская педагогика ориентирована на личность ребенка, его индивидуальность, этой педагогике чужд авторитарный стиль общения с детьми, в ней преобладает доверительный, личностно-ориентированный стиль, что в свою очередь, очень благоприятно отражается на ребенке: ребенок раскомплексован, свободен в суждениях, умеет отстоять свою точку зрения.

Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом, есть толика хорошего, и наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку в школе и во взрослой жизни.

Вот для этого и была придумана интересная игра: «Хорошо-плохо», играть в эту игру и открывать настоящий окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, а затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня, что мы формируем совсем маленького ребенка.

Методов ТРИЗ очень много. А теперь я хочу предложить вам немного практики. Давайте поиграем.

Игра «Хорошо – плохо»

Например: ЗИМА – это:

ХОРОШО: ПЛОХО:

Можно кататься на санках холодно, можно замерзнуть

Играть в снежки поскользнуться, получить травму

Кататься на лыжах надо много одежды одевать

Зимой «Новый год» простыть и заболеть

И, тем не менее, зима – это замечательно!

Игра «Данетка»

Играют вдвоем или небольшой группой. Один из игроков загадывает какой-нибудь предмет, явление, событие и т. п. затем игроки задают вопросы. Ведущий отвечает «да или нет» так, методом исключения, задавая разные вопросы. Отгадывающий находит верный ответ, затем игроки меняются ролями.

Игра «Теремок»

Цель: тренирует аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, то портят игрушки, с целью узнать, что там внутри. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Любознательны ли наши дети? Послушайте в записи ответы детей.

Вопросы:

Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?

Чем любите заниматься больше всего?

Принимают ли участие взрослые в ваших играх?

Вы услышали ответы детей. А теперь хотелось бы узнать ваше мнение.

Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

Всегда ли вы отвечаете на вопросы и всегда ли надо отвечать?

Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросом?

Представьте такую ситуацию:

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Согласны ли вы с ответом матери? Как бы вы ответили.

Как отвечать на детские «Почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался?

Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

В. А. Сухомлинский советовал нам взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал? А ваше мнение?

У вас на столах лежат памятки: «Как отвечать на детские вопросы». Заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними? Какой из них вы считаете наиболее важным в воспитании любознательности? Почему?

Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок. Вы загадали загадку, ребенок ответил. Будете ли вы удовлетворены ответом или зададите ему наводящие вопросы?

И еще один вопрос: как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы дать ребенку как можно больше сведений и глубоких знаний? Так, одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетний сын сам читает книги, предназначенные, для школьников и умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. А ваше мнение?

В заключение нашей встречи вам предлагается экспресс - опросник «Цветные анкеты»

Уважаемые родители! Вам предложены три анкеты в виде квадратиков, определенного цвета.

Синяя - у нас остались нерешенные вопросы

Зеленая – в целом встреча понравилась

Красная - все было на высоком уровне.

Вам нужно выбрать одну анкету и опустить в ящик. Опрос анонимный.

До свидания! До новых встреч!

Как отвечать на детские вопросы?

(памятка для родителей)

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на вопросы встречным «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть картинку.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос»

Как отвечать на детские вопросы?

(памятка для родителей)

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на вопросы встречным «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть картинку.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос»

Как отвечать на детские вопросы?

(памятка для родителей)

1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на вопросы встречным «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть картинку.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос»

Лист вопросов:

1. Ваш ребенок хорошо рассуждает, ясно мыслит.

2. Нестандартно мыслит, предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям

4. Энергичен, нуждается в большом объеме физических упражнений

5. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

6. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное

7. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

8. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях

9. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

10. Пластичен, открыт всему новому, не зацикливается на старом, предпочитает новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею

11. Часто руководит играми и занятиями других детей

12. Физически развит лучше сверстников, имеет хорошую координацию движений

13. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

14. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов, например, в игре использует игрушки и предметы быта и другие средства.

15. Легко общается с детьми и взрослыми

16. Любит ходить в походы, играть на открытых площадках

17. Склонен к логическим рассуждениям,

18. Способен с головой уходить в интересующие его занятия

19. Инициативен в общении со сверстниками

20. Предпочитает проводить время в подвижных играх

21. Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность

22. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме

23. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста

24. Бегает быстрее всех в детском саду

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» (первая младшая группа)Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» (первая младшая группа) Цель: дать родителям знания о значении подвижной игры в развитии ребенка, о влиянии подвижной игры на детей раннего возраста. План семинара.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего» Форма проведения: практикум. Цель: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о творческих играх с детьми. Задачи: - показать родителям.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум в нетрадиционной игровой форме для родителей «Если мы читаем, то много знаем!» Ответственность за результат коррекционной работы лежит на специалистах и родителях. Новые формы работы способствуют выстраиванию взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Растим любознайку»
Опубликовано: 25 января 2021 в 18:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД