Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Анастасия Кутафина
Семинар-практикум для родителей «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1. Подвести родителей к осознанию важности применения развивающих игр с целью формирования элементарных математических представлений, развития логического мышления.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Занимательная математика, Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Познакомить с программными задачами, стоящими на учебный год по образовательной области «Познавательное развитие», в частности формирование элементарных математических представлений.

3. Дать родителям образцы игр с ребенком по формированию элементарных математических представлений.

4. Познакомить с передовыми педагогическими технологиями, направленными на развитие логико - математического мышления детей.

5. Повысить уровень педагогической просвещенности родителей.

6. Развивать взаимодействие детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей.

Предварительная работа: анкетирование родителей «Математическое развитие детей 3-4 лет», папки – передвижки: «Азы математики», «Математика для малышей», «Как научить ребенка считать», памятка «Игры на развитие мышления для детей 3-4 лет», привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика».

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, развивающие пособия: В. Воскобович «Геоконт», Б. П. Никитин «Кубики для всех», Дьенешь «Логические блоки», «Палочки Кюизенера», карточки – задания к данным пособиям, шаблоны геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по 6 на каждого из родителей.

Ход:

Родители располагаются на стульчиках полукругом.

Слайд №1 (титульный)

-Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на нашей встрече.

-Скажите, хотели бы вы видеть своих детей умными, сообразительными, находчивыми, успешными?

-Но как мы знаем в любом деле одного лишь желания не достаточно.

-Уважаемые родители скажите, пожалуйста, в какой предметной деятельности дети наиболее полно усваивают мир предметов и человеческих отношений?

Слайд № 2 (В. А. Сухомлинский)

-Конечно же, это игра. Известно, что игра — это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и играм, направленным на формирование элементарных математических представлений.

-В настоящее время согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, основной целью познавательного развития (формирования элементарных математических представлений) детей является формирование и развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.

-Поэтому основным методом развития математических способностей детей является организация интеллектуально-познавательной деятельности. А именно использование, как в детском саду, так и в домашних условиях дидактических, интеллектуальных, развивающих игр, которые опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не на усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Эти игры учат действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение дошкольников, развивает их математические способности, логическое мышление. В интеллектуальных развивающих играх идет активный и осмысленный поиск, выхода из проблемной ситуации, дети приобретают новый опыт. Этот опыт становится личным достоянием детей, так как его можно применять и в других условиях.

-А сейчас уважаемые родители предлагаю Вам ознакомиться с задачами по образовательной области «Познавательное развитие», а в частности формирование у детей элементарных математических представлений, которые стоят перед нами в новом учебном году (знакомлю родителей с задачами на новый учебный год).

-Конечно же, черпать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, в семье, именно здесь родители играют важнейшую роль.

-Для успешного развития математических способностей дошкольников нужно создать специальную развивающую среду дома. Необходимо предоставить ребенку различного вида головоломки, лабиринты, дидактические, интеллектуальные, развивающие игры. Математика для детей должна быть осязаемой, они приемлют только игры и наглядные задания. Важным условием для развития познавательного интереса, логического мышления детей является положительный настрой ребёнка и родителей при организации игр, совместной деятельности. Нельзя заставлять ребёнка заниматься, необходимо учитывать его желание, его психологический настрой.

-Исходя, из этого предлагаю познакомиться с математическими развивающими играми, которые мы используем в совместной деятельности с детьми в детском саду. В эти же игры вы можете играть со своими детьми дома. А как это сделать, мы свами научимся.

Слайд № 3 (игры)

1. Игры на развитие количества.

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один», «много», «ни одного», формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления.

«Медведь и пчелы», «Самолеты», «Кот и мыши», «Бабочки и цветы», «Зайчики и волк», «Один, много».

Слайд № 4,5,6,7

2. Игры с геометрическими фигурами.

Цель: побуждать умение детей называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

«Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «На что похоже?», «Найди фигуру», «Найди предмет», «Что изменилось?», «Узнай форму предмета», «Закрой окошки».

Слайд № 8

3. Игры с величиной.

Цель: способствовать развитию у детей умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по ширине, длине, высоте, величине. Употреблять сравнения (большой, поменьше, маленький). Выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

«Сравни по высоте», «Закрой двери в домиках», «Пузырь», «Длинное – короткое», «Веселые матрешки», «Большой – маленький», «Подбери дорожки к домикам».

Слайд № 9

4. Игры на ориентировку в пространстве и во времени.

Цель: Совершенствовать умения детей различать и правильно называть

части суток: утро, день, вечер, ночь. Различать понятия: впереди-сзади,

вверху-внизу. Понимать и называть расположение предмета: слева, справа,

«над», «под», «за». Различать правую и левую руки.

«Отгадай, что загадали», «Где звенит колокольчик?», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Скажи, куда мы положили».

Слайд № 10 (домашняя игротека)

-Хотелось бы отметить, что наши уважаемые родители не остались в стороне, с помощью их творчества наш уголок «Занимательная математика» пополнился новыми развивающими играми и пособиями. Это игра «Поймай рыбку» (знакомство с геометрическими фигурами, которую изготовила семья Татьянко Славы, а главным инициатором была Валерия Евгеньевна, семья Устинова Серафима, в лице Натальи Алексеевны и семья Медвецкого Глеба в лице Яны Борисовны, пополнили наш уголок интересными развивающими играми и пособиями, это «Поймай рыбку» (геометрические фигуры, «Веселый счет», «Геометрическое лото». За это уважаемые родители Вам большое спасибо!

Слайд № 11 (педагогические технологии)

-Особое внимание мне хотелось бы обратить на игры способствующие развитию образного и логического мышления у детей, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять.

Этому способствуют передовые технологии, применяемые нами в совместной деятельности с детьми. Данные технологии, а именно развивающие игры можно с успехом использовать в домашних условиях.

Слайд № 12,13,14,15,16 (логические блоки)

1. «Логические блоки» Дьеныша

- Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

- Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Сначала предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)

3. "Цепочка"

Также в работе с детьми мы используем наглядные пособия:

Альбом «Блоки Дьеныша» (для самых маленьких, альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы».

Слайд № 17,18,19,20 (цветные счетные палочки)

2. «Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.

- Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.

- Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку», «Мы по лесенке шагаем». Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.

Слайд № 21,22,23 (кубики)

3. Кубики Никитина.

-Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

-Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем глядя на кубики, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывают новые узоры из кубиков. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, а эти важные мыслительные операции, используются почти во всякой интеллектуальной деятельности.

В работе с детьми мы используем наглядное пособие: альбом «Чудо кубики. Сложи узор».

Слайд № 24,25 (геоконт)

4. «Геоконт» В. Воскобича

- Игра представляет собой фанерное игровое поле, на котором закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

-Сначала дети учатся просто натягивать резинки на гвоздики, затем можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. После этого дети с удовольствием строят длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивают большой и маленький квадраты, строят дома. В дальнейшем можно предложить детям простейшие схемы, на которых изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д., а также самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.

-Таким образом, все эти игры способствуют развитию логического и образного мышления, творческих способностей.

Слайд № 26,27 (нод)

-Работа по формированию у детей элементарных математических представлений проходит в нашей группе, как в процессе совместной, так и во время непосредственно образовательной деятельности. Так нами была проведена непосредственно образовательная деятельность на тему «Веселая математика. Путешествие по сказкам». Приобщая детей к русским народным сказкам закреплялись, понятия «один», «много», «ни одного»; «большой», «маленький», «поменьше». А также повторили названия геометрических фигур. Дети в свою очередь получили массу положительных эмоций.

-А сейчас уважаемые родители предлагаю Вам окунуться в мир детских игр и самим превратиться в маленьких исследователей. Посмотрите, пожалуйста, каждый на свой стул на нем наклеена геометрическая фигура (круг, треугольник, квадрат). На столах тоже расположены эти фигуры, займите место за тем столом, на котором геометрическая фигура совпадает с фигурой находящейся на вашем стуле. Молодцы! Таким образом, Вы уважаемые родители разделились на три группы.

-Первой группе предлагается, используя развивающие кубики Никитина сложить узор по образцам. Вторая группа при помощи цветных палочек Кюизенера выложит из предложенных образцов, выбранный Вами предмет. А третья группа для начала разгадает картинки, а потом с помощью логических блоков Дьеныша, выложит данные предметы по образцу.

-Какие интересные узоры и предметы у Вас получились! Вам понравилось? Спасибо за творчество!

Слайд № 28 (вопросы)

-Также на сегодняшней встрече предлагаем Вам выполнить необычное задание: вспомните Ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете – круг, не всегда – квадрат, никогда – треугольник.

1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

2. Рассказываю о своих играх в детстве.

3. Если сломалась игрушка, ремонтирую ее вместе с ребенком.

4. Купив ребенку игру или игрушку, объясняю, показываю разные варианты игры.

5. Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.

6. Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.

-Если у Вас получилось больше всего кружочков, значит, игра в Вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребенком на равных. Совместные игры родителей и детей духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Тем более что игры и пособия, с которыми мы с Вами сегодня познакомились, способствуют становлению и развитию всесторонне развитой личности ребенка, способного творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.

Слайд № 29

- А сейчас уважаемые родители предлагаю Вам выполнить упражнение «Связующая нить» и поделится своими впечатлениями, чувствами, эмоциями, охарактеризовать свое настроение и рассказать, что запомнилось и что понравилось на нашей сегодняшней встрече (родители стоят в кругу, педагог показывает клубок ниток, который предлагает передать по кругу, тот, у кого клубок в руках высказывается, выбирая фразу из рефлексивного экрана).

Перечень фраз:

сегодня я узнал (а…

было интересно узнать…

мне понравилось…

мне не понравилось…

мне запомнилось…

теперь я могу применять…

я научился (лась) применять…

я попробую сам (а…

Слайд № 30

- Спасибо за искренние ответы и активное участие в нашем мероприятии!

-Мы надеемся, что дома вечерами, в выходные дни Вы, уважаемые родители, будете создавать условия и принимать участие в играх своих детей.

Прикреплённые файлы:

seminar-praktikum_bb0ou.pptx | 13852,75 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Мастер-класс «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» Цель мастер-класса: 1. Обучение педагогов использованию современных развивающих игр, а именно игр с блоками Дьенеша. 2. Познакомить с вариантами.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр в процессе реализации ФГОС СЛАЙД 1 Вводное слово: - Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию своего опыта работы на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП Городские педагогические чтения «Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений ФГОС» Доклад «Развитие логического мышления.

Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста Одним из главных показателей готовности ребёнка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Словесно-логическое мышление.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Цель собрание: заинтересовать родителей в развитии логического мышления.

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления.

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений Актуальность. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 сентября 2016 в 16:01
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД