МААМ-картинки

Семинар — практикум «Закладываем моральный фундамент по духовно-нравственному воспитанию»

Елена Петрова
Семинар — практикум «Закладываем моральный фундамент по духовно-нравственному воспитанию»

Цель: Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной позиции дошкольника. Улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Публикация «Семинар — практикум „Закладываем моральный фундамент по духовно-нравственному воспитанию“» размещена в разделах

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка предусматривает принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.

Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе это те же самые законы, которые действуют между людьми.

Например, в жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, т. к. их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода. То же происходит и с людьми.

1. Тест «Добрый ли вы человек?

Какие слова начинается на букву «Д» и является первой и очень важной составляющей духовно-нравственного развития (ответы педагогов).

Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

Предлагаю вам небольшой самоанализ в виде теста, для того, чтобы узнать, насколько Вы добры? Тест «Добрый ли вы человек?»

Все люди разные: одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. Отвечать нужно да или нет.

• У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

• Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

• Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

• Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

• Любите ли вы злые шутки?

• Вы злопамятны?

• Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

• Умеете ли вы на практике применять свои способности?

• Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

• Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

• Вы охотно выполняете просьбы?

• Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе один балл за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что по природе своей вы все добрые люди кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

В своей повседневной работе с детьми, вы наверняка используете разные пословицы. Вспомните пожалуйста пословицы о доброте, которые можно использовать в своей работе по формированию нравственного поведения у детей. Конечно же, сложно удержать в памяти все эти замечательные пословицы, поэтому я хочу каждой из вас вручить вам памятку, где собраны замечательные пословицы о доброте, которой вы сможете пользоваться в своей работе. (Приготовить памятку с пословицами о доброте).

2. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития. Конечно же, это и религия, и Родина, и любовь к родному краю.

РОДИНА. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине.

Знакомство детей с историей и культурой родного края это, назовите:

сообщение элементарных данных о Кузбасса

ознакомление с историческим прошлым и настоящим, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиям

ознакомление с ремёслами;

ознакомление с культурным наследием (произведениями писателей, поэтов, музыкантов, архитекторов);

развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.

Религия. Наша страна, в том числе и наш родной край, объединяет людей многих национальностей и религий. У нас воспитываются дети разных национальностей и нам, как педагогам необходимо с малых лет прививать детям толерантное отношение к людям разных национальностей и религий, а это предполагает ознакомление детей с этими национальностями и их культурой.

3. Следующая ступень - моральные принципы.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем- поддержать. Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.

К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения.

Давайте сейчас с вами вместе сыграем в одну из таких игр, которая называется «Палочка-выручалочка».

Игра «Палочка-выручалочка»

Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить: «Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.

А теперь, я хочу предложить вам немного расслабиться, но делать мы это будем взаимно помогая друг другу с помощью следующего упражнения.

4. Следующий прием - это активная работа с фантазией.

Уважаемые педагоги – не бойтесь фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом. Приготовить для работы иллюстрации по сказкам.

5. Очень важно – это воспитание самостоятельности. Для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходимо самостоятельно сформировать мотив, побуждающий к действию.

Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.

6. Следующий аспект - это личностно-ориентированный подход. Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать, что для одного ребёнка кажется аморальным, для другого - норма, т. к. он живёт в таких условиях (неблагоприятная семейная ситуация) .Наша с вами задача – не высмеивать таких детей, а помочь им максимально социализироваться. Разбор педагогических ситуаций.

7. В заключение хочется сказать, что еще очень важный аспект - это самосовершенствование педагога.

Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Мастер-класс: «Макет храма, для оформления уголка, по духовно-нравственному воспитанию».Мастер-класс: «Макет храма, для оформления уголка, по духовно-нравственному воспитанию». Вашему вниманию, хочу представить макет храма, который мне поручили сделать для оформления уголка по духовно-нравственному воспитанию,.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум «Закладываем моральный фундамент по духовно-нравственному воспитанию»
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 06:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД