Задания для родителей «Изучаем звуки и буквы»

Наталья Васильева
Задания для родителей «Изучаем звуки и буквы»

Изучаем тему: Звуки Б – Бь

1. Артикуляция звука Б:

Б! – нам губы звук смыкает.

Б, - и голос пробегает.

Голос в горлышке дрожит,

Голос по губам бежит!

2. Дети должны знать, что:

Звук Б - согласный, звонкий, твердый.

Звук Бь - согласный, звонкий, мягкий.

3. Повтори.

1) ба - бя - ба 2) ба - ба - бя

ба - ба - бя бо - бо - бё

бя - ба - бя бу - бу - бю

4. Придумать слова со звуком Б в начале и в середине слова.

5. Выучить загадку:

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

Буква Б

1. На что похожа буква Б?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев).

2. Выложить букву Б из цепочек, спичек, вылепить из пластилина.

3. Составить из букв разрезной азбуки:

• слоги – БА, БО, БУ, БЫ;

• слова – БЫК, БУСЫ.

4. Назвать гласный звук, который изменил слова:

БЫК – БАК – БОК – БУК

Изучаем тему: Звук У

1. Артикуляция звука У:

- У, - мы в дудочку дудим,

- У, - как поезд мы гудим.

- У, - вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.

2. Звук У - гласный.

3. Фонетическая зарядка: - Как воет волк в лесу? (У-у-у)

4. Выполните с ребёнком: - Подними руку, если услышишь звук У в словах — паук, цветок, лужа, диван, улитка, комната, стул, стол, голуби, нос, утка, зубы, аист, курица.

5. Доскажи словечко:

Все ребята со двора малярам кричат:. (ура).

Кто шагает с сумкой книг утром в школу? … (ученик)

Долгожданный дан звонок - это кончился. (урок).

6. Придумать слова со звуком У в разных частях слова.

7. Путаница. «Что-то не так»

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мёл крокодил,

Утка усатую мышку поймала,

Кошка с утятами в речке ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что-то напутал поэт наш, чудак?

Буква У

1. Выучите: У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

2. Буква У состоит из двух элементов: две палочки легли наискосок, одна - длинная, другая - короткая.

3. Выложи слог из букв, прочитай: АУ, У А.

Изучаем тему: Звук А

1. Артикуляция звука А:

- А! – со мною вместе пойте,

- А! – пошире рот откройте!

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

2. Звук А - гласный.

3. Выполните задания: - Когда услышите звук А среди других звуков хлопните в ладоши: у, а, и, и, ы, а, с, о, а, м, э, а.

4. Придумайте слова, которые начинаются со звука А. Например: астра, арбуз, азбука, автобус и т. д.

5. Отгадай - ка. Все слова начинаются со звука А:

Крупная птица (Аист).

Исполнитель ролей в театре (Актер).

Приятный запах (Аромат).

Садовый цветок (Астра).

6. Прочитайте, выучите:

Астра, азбука, айва

Начинаются на А.

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

Буква А

1. Выучите стихотворение:

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

2. Буква А состоит из трёх элементов: две палочки легли наискосок, а одна палочка легла между ними.

3. Выложи из палочек, горошин, ниточек букву А.

Изучаем тему: Звуки Т – Ть

1. Артикуляция звука Т:

Языком, передним краем,

В дёсны верхние ударим.

- Т! – и выдохнем сильнее,

Чтобы было всем слышнее:

Т – не звонкий, Т – глухой,

Т – короткий, Т – взрывной!

2. Характеристика звуков:

Звук Т - согласный, глухой, твердый.

Звук Ть - согласный, глухой, мягкий.

3. Добавь звук Т или Ть

Какое слово получилось: САЛА. +Т= САЛАТ, КРОВА (ТЬ,

СОВЕ. (Т, САЛЮ. (Т, БУКЕ. (Т, КОС. (ТЬ, МОС. (Т)

4. Замени звук Т на Ть – получится новое слово:

брат - брать шест - шесть

ответ - пуст -

жест - насест –

5. Назови последний звук в слове.

Топот, Толик, греть, трус, стоп, такт, кисть.

БУКВА Т

1. Скажи, на что похожа буква Т.

2. Выучите стихотворение:

Буква Т стоит на крыше.

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

(А. Шибаев)

3. - Составь слоги: АТ, ЭТ, ИТ

- Составь слова: ПИТ, ТИП

Изучаем тему: Звуки Г – Гь

1. Артикуляция звука Г:

- Г! – ты спинкой языка

Нёбо посильней толкай!

- Г! – без голоса нельзя

Звонкий звук сказать, друзья!

2. Характеристика звуков:

Звук Г - согласный, звонкий, твердый.

Звук Гь - согласный, звонкий, мягкий.

3. Игра: «Наоборот» (преобразование слогов).

га - га - га - гя - гя - гя

го - го - го - гё - гё - гё

гу - гу - гу - гю - гю - гю

гы - гы - гы - ги - ги - ги

гэ - гэ - гэ - ге - ге - ге

4. Игра: «Скажи наоборот» (Подобрать слова на звук Г)

тихо - громко чистый - грязный

веселый - грустный шершавый - гладкий

сладкий - горький нежный - грубый

Буква Г

1. Выучи. Буква Г совсем другая,

Она стройная, прямая,

Нос свой держит впереди,

Чтобы знать, куда идти.

2. Выкладывание слов из разрезной азбуки. И печатание этих слов в тетради: Гуси, Нога, Губы, Вагон, Бумага.

3. Чтение и печатание предложений в тетради.

Это гуси.

У папы бумага.

Тут вагоны.

Изучаем тему: Звуки С – Сь

1. Артикуляция звука С:

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

2. Характеристика звука:

Звук С - согласный, глухой, твёрдый.

Звук Сь - согласный, глухой, мягкий.

3. Игра "Где живёт звук?".

Назвать место звуков С – Сь в словах (начало, середина, конец): сани, сито, гуси, бусы, лес, коса, осы, пояс, лось.

4. Выучите считалку.

Вот со звуком С считалка: Сани, сок, сова, скакалка,

Выходи на слово стук. Назови в нём первый звук.

Назову слова я быстро, вы произносите чисто:

Сахар, сад, салат, сапог. Назовите первый слог.

5. Придумай имена со звуком С.

Буква С

1. На что похожа буква С?

Это месяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

2. Вылепи из пластилина, глины, солёного теста букву С.

3. Напечатать и прочитать слова с буквой С:

СОК СОМ СУП СУК

Изучаем тему: Буква Ю

1. Ю - гласная буква.

2. Выучите стихотворение –

описание буквы Ю.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью,

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю.

(А. Шибаев)

3. На что похожа буква Ю?

(на юлу, на столбик с буквой «О», на укротителя с обручем).

4. Из скольких элементов состоит буква Ю?

(из 3-х элементов: длинной палочки, кружка и короткой палочки).

5. Игра: «Кто внимательный?»

Хлопните в ладоши, если услышите букву Ю в словах: яблоко, елка, Эдик, Юра, Елена, юмор, улица, яма.

6. Выложи слоги и слова из букв разрезной азбуки: лю, мю, тю, кю, сю, юр, юд, юп, Люба, Люда, Люся.

7. Игра: «Собери буквы».

Цель: Учить составлять слова из рассыпанных букв. д, л, и, ю – люди; а, с, л, ю, т – салют.

8. Придумай рифму.

Юла – игла –. ; салют – дают –.

9. Буква потерялась: - ла, - ля, - нга, - ркий.

10. Заучите стихотворение.

Юлька, Юленька, Юла!

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла!

Ну и Юлька!

Изучаем тему: Звук Ы

1. Артикуляция звука Ы:

Ы! Спинку языка – повыше.

Ы! Кончик – к нижним зубкам ближе.

Ы! Между языком и нёбом

Ты голос пропустить попробуй.

2. Характеристика звука:

Звук Ы – гласный.

3. Игра: «Будь внимателен» (определение места звука Ы в слове с выкладыванием фишек).

*Ландыш, рыба, мышь, козы, березы, крыса, комары.

4. Игра с мячом.

Взрослый произносит первый слог, а ребенок – второй (со звуком Ы).

Кус. Фрук. Ко.

Бол. Цве. Хо.

Са. Ря. Дроз.

Буква Ы

1. Выучи. А бедняжка буква Ы,

Ходит с палочкой, увы.

2. Из каких элементов состоит буква Ы? (две палочки и полуовал). На какие предметы похожа буква Ы? (на топор и полено, тонкого и толстого человечков, идущих рядом и т. д.)

3. Игровые задания: «Буква потерялась».

С – Р, М – ЛО, КУР –, Д – РА, Р – СЬ.

4. - Составь прямые и обратные слоги из разрезной азбуки:

ПЫ ЫП МЫ ЫМ ТЫ ЫТ

- Слова: ДЫМ, САДЫ, КУСТЫ.

Изучаем тему: Буква Я

1. Я - гласная буква.

2. Выучите стихотворение – описание буквы Я.

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я,

А в скворечник залетела

Вместо птички - буква «я»!

3. На что похожа буква Я? (на скворечник, на хоккеиста с клюшкой, на человека с рюкзаком).

Из скольких элементов состоит буква Я?

(из 3-х элементов: из длинной палочки, кружка и короткой палочки).

4. Игра: «Составь слог, слово» (из букв разрезной азбуки).

* Бя, кя, пя, тя, дя, ярко, яма, ящик, ялик, яблоко.

5. Игра: «Ярмарка слов».

Цель: Учить детей собирать из букв и слогов слова.

- Продаются отдельные буквы и целые слоги. Покупай и составляй слова!

* Я, ло, ли, ко, яб, зык, я, верь, ла, я, як, корь, яс.

6. Буква потерялась: - ма, - блоки, Зо -, Ра -, Пол -, д - тел.

7. Заучите скороговорки.

Яхта легка и послушна моя

Я бороздить на ней буду моря.

Ящерка на ялике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

Наша утка – крякалка, а Сережка – якалка:

«Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу!»

Отдохни немножко, якалка – Сережка!

Изучаем тему: Звуки З – Зь

1. Артикуляция звука З:

Язычок широкий – ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко Ззз… произнесем.

2. Дети должны знать, что

Звук 3 - согласный, звонкий, твердый.

Звук 3ь - согласный, звонкий, мягкий.

3. Закончи слово слогом

ЗА: ва., ро., гла., гро. ;

ЗЫ: ко., ва., гро., берё., арбу., моро.

4. Подобрать слово к его началу ЗА:. мок,. бор,. вод,. гадка.

4. Придумать слова со звуком 3 в начале, в середине, в конце слова.

Буква 3

1. Рассмотреть букву 3. На что похожа буква 3? На какую цифру похожа буква 3?

3 - завиток на завиток,

3 - закрывается замок,

3 - змейка в зарослях ползет,

3 - заинька морковь грызет.

2. Нарисуйте точку, предложите ребенку превратить ее в букву 3. Спросите, вправо или влево от точки нужно писать.

3. Предложите составить из букв разрезной азбуки слоги и слова: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗИ, ЗУБ, ЗИМА, ЗИНА, ЗОНТ.

4. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: зима - Зина; замок - замки.

Изучаем тему: Звук Щ

1. Артикуляция звука Щ:

Щ как мягкий Ш мы скажем.

Звук как будто маслом смажем.

Будем мягким Щ, тягучим,

Щебетать язык научим.

2. Характеристика звука:

Звук Щ - согласный, глухой, всегда мягкий.

3. Назвать первый звук в словах:

Щенок, щавель, щи, щепка, щука, щёки.

4. Повторить слоги.

Ощ – ущ – ыщ – ащ – мы наденем плащ.

Ща – ащ – щу – ущ – у веранды вырос плющ.

Ещ – ещ – ещ – ещ – в реке плавает лещ.

5. Определить положение звука Щ в словах.

• Щука, пища, вещь, щека, щепка, клещи, овощи, щегол, лещ, ящик, пещера,

6. Игра: «Эхо». Образуй новые слова по образцу.

Угощать - угощение помещать - обещать -

Извещать - похищать - ощущать -

Буква Щ

1. Рассмотри букву Щ. Нарисуй в воздухе пальцами букву.

2. Закрепить правило написания слогов ЩА, ЩУ.

3. Выкладывание слов с данными слогами:

• Щавель, щука, роща, пища, ищу.

4. Из букв слова ТОВАРИЩ составить новые слова (товар, щи, ищи, вар, рот, вор, вот).

Изучаем тему: Буква Е

1. Буква Е – гласная.

2. Скажи наоборот.

НЭ - НЕ БЭ - БЕ ВЭ - ВЕ МЭ - МЕ ПЭ - ПЕ ТЭ - ТЕ

ГЭ - ГЕ КЭ - КЕ ХЭ - ХЕ

3. Игра «Твердый - мягкий».

Поднять правую руку, если первый согласный в слове твердый, и левую - если согласный мягкий:

* Песня, мыло, сосны, сетка, куст, кепка.

4. Придумать слова, начинающиеся со звука Е (енот, ели, ежиха, ежата, единица, Егор, ежевика,)

5. «Дополни предложение»

И зимой и летом зеленеет в лесу. (ель).

Под елью спрятались колючие. (ежи).

На тарелке лежала вкусная. (ежевика).

6. Рассмотри букву.

На дворе - такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

7. Слоговое лото.

Составить слова из слогов: ЛЕ, КА, РЕ, ЛО, СЕ, СА (леса, река, село).

8. Волшебная цепочка. Измените одну букву:

* Лото – лето;

Мел – сел – пел;

Сало – село – сено;

Река – рука;

Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля.

Публикации по теме:

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению детей дошкольного возраста грамоте. Памятка – рекомендация, для родителей. [/b] 1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков.

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Задания для родителей «Изучаем звуки и буквы»
Опубликовано: 25 января 2014 в 20:10
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...