Открытое логопедическое занятие по демонстрации родителям методов развития графо-моторных навыков в старшей группе

Светлана Воронина
Открытое логопедическое занятие по демонстрации родителям методов развития графо-моторных навыков в старшей группе

Тема. Демонстрация методов развития графических умений, зрительно - моторных координаций, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта

Обращение логопеда к родителям.

Уважаемые родители!

Я Вас пригласила для того, чтобы продемонстрировать элементы работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников. Логопеды уделяют особое внимание развитию графических умений, зрительно-моторных координаций. Ведь от развития мелкой моторики зависит развитие речи.

Дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика, координация пальцев рук. Низкий темп развития графической деятельности, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом может привести к неуспеваемости в школе. Для предупреждения дисграфии (сложностей при обучении детей письму в начальной школе) можно избежать проведя целенаправленную работу на дошкольном этапе.

Мы занимались по прописям И. А. Подрезовой, которые рекомендованы МО РФ. Проводилась системная последовательная работа от простого к сложному. А также мы учимся соблюдать основные гигиенические правила письма: посадка, положение рук, положение кисти руки, положение карандаша в кисти руки, положение тетради.

Такие занятия способствуют нравственному, эстетическому воспитанию. Дети не испытывают утомления потому, что проводятся логоритмические упражнения, упражнения для снятия утомления с глаз, проводится самомассаж рук и лица, артикуляционная гимнастика, упражнения для дыхания. У детей увеличивается объём внимания, становиться лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь и пространственное воображение.

Цель.

Демонстрация родителям методов развития графо-моторных навыков, как средства предупреждения дисграфии у старших дошкольников на примере графического диктанта.

Задачи.

1. Активизировать кисти рук, мимическую мускулатуру лица.

2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

3. Формировать плавный сильный и целенаправленный выдох.

4. Соблюдать основные гигиенические правила письма.

5. Использовать серии расслабляющих упражнений для глаз.

6. Развивать мелкие движения мышц руки.

7. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги с помощью графического диктанта.

8. Закрепить лексико-грамматические категории по темам: «Весна», «Перелётные птицы».

9. Координировать речь и движения детей, развивать пространственную ориентацию.

10. Развивать внимание, память (зрительную, мускульную, двигательную, тактильную, словесную и слуховую, расширять словарь, развивать речь.

Оборудование: рабочие тетради, карандаши, ластики, точилки, Умелый карандаш, Незнайка, зеркала, резиновые ёжики, поддувалочки, картины весны и перелётных птиц, телевизор, магнитная доска.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

2. Психогимнастика.

Ребята, сейчас мы будем определять какое настроение у наших героев.

- Какое настроение у Бабы Яги?

-Злое.

Открытое логопедическое занятие по демонстрации родителям методов развития графо-моторных навыков в старшей группе

-Какое настроение у доброго Волшебника?

-Доброе.

-Какое настроение у Алёнушки?

-Печальное.

-Какое настроение Тюбика?

-Весёлое, радостное.

-Какое настроение у Незнайки?

-Удивлённое.

-Какое настроение у Удава?

-Задумчивое.

А теперь вы изобразите злое, доброе, грустное, весёлое, удивлённое и задумчивое настроение с помощью мимики лица. Дети изображают.

3.Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркал и салфеток).

Сказка о весёлом язычке.

Сегодня мы пойдём в гости к Язычку. Этот домик-ротик. В нём живут звуки.

-Скажите, сколько этажей в домике?

-Два.

Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их. (Дети показывают). На первом этаже живут гласные звуки: а, о, у, ы, э, и. Назовите их. (Дети называют).

Там живёт семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки: с, з, сь, зь,ц и просит детей их повторить).

Второй этаж-это верхние зубы. (Логопед просит детей пальцами прошагать на второй этаж). Посмотрите, сколько звуков здесь живёт! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков.

- Давайте их назовём.

-Ш, ж, ч, щ.

-Ещё на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья – сонорные звуки: л, ль, р, рь. Звуки л, р – с твёрдым характером, а звуки: ль, рь -с мягким характером. Давайте их назовём. (Дети называют).

На втором этаже живут ещё и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он «Домик звуков». А хозяин домика - Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!

Жил-был Язычок. Проснулся он рано - утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо, вниз - нет ли луж, вверх-есть ли солнышко. Закрыл окошко - жарко стало (а-а-а…). Открыл снова - холодно стало (д-д-д…). Побежал Язычок в ванну. Открыл дверь. «И-и-и» – заскрипела дверь. «Надо дверь смазать»,- подумал Язычок. Включил свет - чик. Открыл воду - чик-чик-чик. Полилась горячая вода: ш-ш-ш…. «Ой!»- испугался Язычок и отдёрнул руки. Надо открыть холодную воду! (Чик-чик-чик). Холодная вода соединилась с горячей, и водичка стала тёплой: сь-сь-сь…. Язычок почистил зубки, прополоскал ротик, умылся. Закрыл воду: чик-чик-чик. Закрыл скрипучую дверь: и-и-и…. И побежал на кухню завтрак готовить.

Решил Язычок блины испечь. Начал тесто месить (губами – язык): пя-пя-пя, тя-тя-тя… (зубами - язык). Готово ли тесто. (Нет, не готово). Снова месим тесто (то же). Готово ли тесто? (Готово).

Испёк Язычок блины. Съел их со вкусным вареньем. Запил молоком из чашечки. И решил пойти гулять.

Вышел Язычок на крыльцо дома. Посмотрел вокруг. На крыше домика он увидел трубу. В трубе живёт весёлый ветер. «У-у-у», - поздоровался он с Язычком. И Язычок поздоровался: «У!».

А вокруг дома – длинный забор. Смотрит Язычок - маляр забор красит. Язычок помог ему. И побежал на конюшню - в гости к своей любимой лошадке.

- Здравствуй, лошадка!- поздоровался Язычок. Поедем кататься!

- И-го-го, - обрадовалась лошадка. И поскакали они в лес собирать грибы. Один грибок нашли, второй, третий…. Насобирал Язычок грибов полное лукошко. По дороге домой с кустов ещё набрал орехов. Когда приехал домой, Язычок решил во дворе покататься на качелях. Пошел он домой отдыхать. Так прошел день весёлого Язычка.

4.Дыхательная гимнастика с помощью поддувалочек.

Вдох - через нос (короткий). Выдох - через рот (в три раза длиннее) на поддувалочки.

5. Массаж мимической мускулатуры лица.

Упражнение «Солнышко проснулось».

Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)

Лобика коснулось, (Проводить пальчиками обеих рук по лбу.)

Лучиками провело и погладило и погладило. (Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.)

Солнышко проснулось, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)

К щёчкам прикоснулось (Проводить пальчиками обеих рук по щекам.)

Лучиками провело и погладило, и погладило (Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.)

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки покачнулись,

Наши губки улыбнулись.

6. Массаж пальцев рук.

Ребята, представим, что мы в лесу. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы там встретим.

Загадка. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж).

Ёжиковый массаж (массажными мячиками-ёжиками).

Ёжик, ёжик, спрячь свои иголки, (Сжимание мячика в правой и левой ладони попеременно).

Мы же дети, а не волки.

Ты колючий, ну и что ж. (Удержание мячика двумя пальцами). – 2 раза.

Спрячь свои иголки ёж. (Прокатывание мячика между двумя ладонями).

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Ёж иголки отряхнул, (Встряхнуть руку с ёжиком).

Ёж свернулся и уснул. (Положить ладони с ёжиком под щеку).

7. Пальчиковая гимнастика «Замок».

Карандаш:

Чтоб красиво всем писать

И руке не уставать,

Мы гимнастику начнём,

Каждый пальчик разомнём.

На двери висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

Покрутили и открыли!

8. Работа в тетради.

Карандаш: Открывайте-ка тетрадь!

В ней вы будете писать,

А поможет карандаш.

Он теперь помощник ваш!

Логопед напоминает о правильной посадке, о положении рук, карандаша и тетради. Массаж рук карандашом.

Упражнение на закрепление карандаша в руке между тремя пальцами:

«Птицы».

Наши уточки с утра-

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда-

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно-

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споёт:

-Ку-ка-ре-ку!

Графический диктант «Птица»: начинаем с точки начала узора (положить кончик карандаша на точку, 1клетка вправо, 1клетка наискосок налево вверх, 1- наискосок направо вверх, 1—вверх, 1-влево, -наискосок направо вверх, 1-направо, 2-вниз, 2-направо,1-наискосок направо вверх,1-вниз, 2-наискосок налево вниз, 2-направо.

9. Офтальмотренаж.

Вы, метёлки, усталость снимите.

Глазки мои хорошо отдохните. (Дети моргают глазами и говорят стих).

Упражнения для профилактики нарушений зрения.

1. «Стрельба глазами». Поставить локти на стол, зафиксировать подбородок ладонями и «стрелять» глазами под музыку, одновременно следить за кончиком указки, которой двигает логопед:

- вправо-влево (10-15 сек.);

-вверх-вниз (10-15 сек.);

-слева вниз – вправо вверх (10-15 сек.);

-справа вниз - влево вверх (10-15 сек.).

2. Подбородок зафиксирован ладонями. Нарисовать глазами 3 круга по часовой стрелке, 3 круга - против часовой стрелки. (Повторить 2 раза).

3. Подбородок зафиксирован ладонями.

Нарисовать глазами 3 квадрата по часовой стрелке, 3 – против часовой стрелки.

То же с треугольниками.

Файл "/upload/blogsa7a4595bcc31545f3358f3631274f08b.png.jpg" не найден!

10. Динамическая пауза.

1. Игра на внимание «Слива, яблоко, банан».

Логопед называет слова и показывает соответствующие движенние: «слива»- большой палец соединяется с указательным в кольцо, «яблоко» - кулак, «банан» - ладонь руки раскрыта. Затем логопед путает детей.

2.«Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся, (Закрывают глаза, расслабляются.)

Больше спать не захотел. (Моргают.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки поднимают вверх.)

Взвился вверх и полетел. (Смотрят на руки, тянуться.)

Прилетела к нам вчера (Машут ладонями.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают пальчики.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетавли, (Машут ладонями.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

11. Лексические упражнения.

На доске картины ранней весны с проталинами, скворечником и поздней весны – с цветами.

Отгадывание загадок.

Логопед. Умелый карандаш ранней весной набрал миску волшебных шариков. Это кусочки солнечных лучиков, которые радужно застыли в каплях первой весенней капели. Когда мы отгадаем его загадки, то быстрее наступит теплое долгожданное лето.

1). Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной).

Значит, какое сейчас время года? (Сейчас время года весна.)

2). Не обуешь валенки, на снегу … .(Проталинки).

Счёт проталин до пяти.

3). На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки).

4). На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец).

Счёт скворцов до пяти.

5). Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Упражнение «Исправь Незнайкины ошибки».

Логопед читает ошибки с тетради Незнайки.

Скворец из скворечника влетает. (Вылетает.)

Аист с поля прилетает. (Улетает.)

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Скворец живёт в будке.

12. Подведение итога занятия. Раздача призов.

Логопед. Ребята, вы молодцы, умеете правильно сидеть, держать карандаш, ориентироваться в тетради (в клетке, умеете писать слева - направо не выходя за поля. Внимательно слушаете педагога. Умеете делать пальчиковую, артикуляционную гимнастики, самомассаж рук и лица, гимнастику для глаз. Вы стали лучше говорить, подготовились к обучению грамоте (к восприятию формы буквы) и дальнейшему развитию речи.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по автоматизации поставленных звуков из остатков потолочной плитки «Соедини в целое»Дидактическая игра по автоматизации поставленных звуков из остатков потолочной плитки «Соедини в целое» Главной задачей учителя-логопеда в исправлении дефектов речи является постановка и автоматизация звуков. Если постановка звука дается более.

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытое логопедическое занятие по демонстрации родителям методов развития графо-моторных навыков в старшей группе
Опубликовано: 29 июля 2013 в 22:01
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...