МААМ-картинки

Индивидуальный социально-личностный проект «Школа шахматистов»

Раиса Диль
Индивидуальный социально-личностный проект «Школа шахматистов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань детский сад №7 «Журавлик»

Школа Шахматистов

Социально- личностный проект

Участник проекта

Шавалиева Регина

Подготовительная к школе группа

Руководитель проекта :

Диль Раиса Минвагизовна

Воспитатель

Нягань, 2021

Оглавление

Введение… 3

Основной текст…. 5

Заключение…. 11

Список литературы….….12

Введение

Публикация «Индивидуальный социально-личностный проект „Школа шахматистов“» размещена в разделах

Однажды в детском саду я взяла шахматы, села за стол, открыла книгу и стала расставлять шахматные фигуры. Дети меня спросили, что я делаю? Я пояснила, что я разбираю партию Капабланки, из моей любимой книги. Когда дети открыли книгу, то очень удивились. Лиза сказала: Ой, в книге нарисованы шахматная доска и фигуры. Миша сказал: «Я ничего не понимаю!» Я объяснила, в этой книге 30 партий Капабланки, называется книга «Шахматная школа Хосе Рауля Капабланки». Хосе Рауль Капабланка- это мой любимый шахматист. Эту книгу мне подарил мой тренер по шахматам Сергей Александрович, чтобы я совершенствовала свои умения и готовилась к шахматному турниру в городе Ханты-Мансийске. Ребята заинтересовались и стали наблюдать за моими действиями, а потом попросили меня научить их так же играть в шахматы. Как же я вас научу? Я же не тренер по шахматам! Но ребята настаивали. И мы решили открыть в группе школу шахматистов. А как это сделать мы не знали.

Гипотеза: Мы предположили, что если мы откроем в группе школу шахматистов, то дети смогут научиться играть в шахматы.

Объект исследования: Обучение детей игре в шахматы.

Предмет исследования: Шахматы.

Цель проекта : Научить детей играть в шахматы.

Задачи проекта :

1. Выяснить, какие условия нужны для открытия школы шахматистов в группе.

2. Открыть в группе школу шахматистов.

3. Учить детей играть в шахматы.

4. Организовать шахматный турнир между детьми.

5. Сделать выводы.

Этапы исследования:

Подготовительный этап:

1. Формулирование целей, задач исследования.

2. Сбор информации о шахматах, условиях открытия в группе школы шахматистов.

Основной этап:

1. Экскурсия в шахматный клуб «Дебют».

2. Подготовить необходимое оборудование для школы шахматистов.

3. Записать детей в школу шахматистов.

4. Провести опрос детей.

5. Организовать обучение детей игре в шахматы.

6. Проведение шахматного турнира в группе.

Заключительный этап:

1. Формулировка выводов.

2. Формулировка новой проблемы.

3. Презентация проекта.

Основной текст

За помощью я решила обратиться к своему тренеру. Сергей Александрович очень хороший тренер, сильный по шахматам, может поставить мат в Цейтнот, за быстрое время, за 4-5 секунд в эндшпиле. Он объяснил мне, что для того, чтобы детском саду открыть школу шахматистов, нужны шахматы, столы, стулья, часы. И конечно в школе должны быть ученики и учитель (или тренер по шахматам).

Раиса Минвагизовна помогла нам организовать в группе уголок шахматистов : прикрепили на стену большую магнитную доску с комплектом шахматных фигур, купили 8 наборов шахмат, 2 набора настольных магнитных шахмат, часы.

В мою школу записалось 8 детей. Я стала думать, как же мне их учить, с чего начать? И я снова обратилась за помощью к своему тренеру. Сергей Александрович мне посоветовал прежде чем начать занятия в школе узнать, что умеют и знают дети о шахматах. Мы составили таблицу. Я провела опрос детей.

Таблица умений детей играть в шахматы

Умения

Фамилия

имя

ребёнка Название шахматных фигур

Как фигуры расставлять на поле? Как ходят фигуры Умеет ориентироваться на шахматной доске Правила игры История шахмат

Лера Хохрина - - - - - -

Милана

Туракулова + + + - - -

Юля

Никитина + + + + + -

Алиса

Мамутина - - - - - -

Ирфан

Абдуллаев - - - - - -

Дима

Рудый + + + + + -

Илья

Калашников + + + + + -

Дарина

Шадрина + + + + + -

Поговорив с ребятами, я узнала, что три ребенка совсем не умели играть в шахматы. Остальные ребята умели расставлять фигуры на поле, знали название фигур, знали, как ходят некоторые фигуры. Юля, Дима, Илья и Дарина умели ориентироваться на шахматной доске. Но дети плохо знали правила игры и совсем ничего не могли сказать об истории шахмат.

Таким образом, я узнала, как построить мою работу с детьми. Сначала я решила познакомить детей с историей шахмат.

Я рассказала, что шахматы появились в стране Индия, очень давно и назывались чатуранга. Эта была военная игра, в которую играли четверо, по два человека с каждой стороны. Фигуры располагались в углах, движение фигур определялось бросанием игральных костей. Далее на смену чатуранге пришла двухсторонняя игра шатрандж, где игроки уже сами, без бросания костей, определяли, как им ходить.

В древние века шахматы могли иметь абсолютно разную форму и были совсем не похожи на современные. Шахматные фигуры были в виде драконов, всадников, мифических существ, животных, людей.

Сейчас шахматы одна из самых популярных интеллектуальных игр, которой увлекаются люди во всех уголках нашей планеты. Шахматы - это не только игра, но и вид спорта, по ним проводятся турниры, есть свои чемпионы.

Раиса Минвагизовна рассказала нам, что в нашем округе тоже есть спортивная сборная команда по шахматам, в состав сборной входят не только взрослые спортсмены, но и дети. У нас появилось огромное желание поскорее научиться играть, и войти в состав сборной команды ХМАО!

Затем я познакомила ребят с шахматной доской и шахматными дорожками. Чтобы им легко было ориентироваться на шахматной доске и запоминать все обозначения мы играли с ними в игры «Диагональ», «Вертикаль», «Горизонталь», «Кубики- поля», «Волшебный кармашек», «Строители», «Посади цветок», «Змейка».

Затем учились правильно называть все шахматные фигуры. Для детей, которые не знают, или иногда путают фигуры я подобрала игры: «Волшебный мешочек», «Какой фигуры не хватает?», «Угадай–ка», «Шахматная шкатулка». Чтобы дети не путались и правильно расставляли фигуры на шахматной доске мы играли в игры «Найди домик для фигуры», «Кто быстрее?», «Куча-мала», «Ряд», «Прятки», «Над головой», «Шахматный город».

А также выучили с ребятами стихотворение:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены,

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Всем этим играм меня научил мой тренер.

Итак, ребята выучили названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, научились ориентироваться на шахматной доске, умеют расставлять шахматы в начальное положение.

А дальше нужно было учиться играть! С чего начать? Я нашла об этом мнения авторитетных гроссмейстеров.

«Первое, что необходимо для изучающего игру, это - освоиться с силой фигур», - учил экс-чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка.

Но как лучше всего это сделать? Вот что советует русский шахматный мастер, один из сильнейших шахматистов мира Александр Дмитриевич Петров: «Начиная играть в шахматы, сначала нужно учить ходы фигур по одиночке. Усвоив ходы, учиться маневрировать двумя фигурами, потом тремя и так далее…».

Я решила последовать мнению выдающихся гроссмейстеров, и мы с ребятами стали осваивать правила хода и взятия каждой фигуры. В этом нам помогли игры, которые я придумала сама. Например, игра «Помоги лисе поймать зайца» (лиса - это ферзь, заяц-ладья). Цель игры: Ферзь должен съесть ладью, «Лиса против волка» (лиса- слон, волк -ферзь). Цель: волк должен съесть лису. «Оседлай коня» (Бармалей- ладья, конь – конь). Цель игры: Бармалей- ладья должен оседлать коня, «Чудовище и царевна» (царевна- пешка, чудовище- конь). Цель игры: царевне нужно не попасть в лапы чудовища.

Во время игр я знакомила детей с правилами игры:

-Играть нужно молча, не спеша.

-Нельзя мешать думать партнёру.

-Нельзя подсказывать игрокам.

-Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.

-Если выигрываешь, нельзя насмехаться на партнёром и зазнаваться.

-Если проиграешь не стоит расстраиваться- даже лучшие шахматисты

мира потерпели в своей жизни много поражений.

-После окончания парии, проигравший пожимает руку противника - это дань уважения.

Дети стали играть между собой. Результаты игр мы заносили в таблицу.

Таблица результатов игр детей в шахматы

Фамилия имя ребёнка Количество игр Победы Ничья

Лера Хохрина 8 2

Милана Туракулова 6 2

Юля Никитина 12 3 2

Алиса Мамутина 7 1

Ирфан Абдуллаев 8 2

Дима Рудый 14 8 4

Илья Калашников 12 5

Дарина Шадрина 16 15

Когда дети научились играть, мы организовали шахматный турнир, чтобы выявить среди детей школы победителей. Пригласили Наталью Вячеславовну, воспитателя нашего детского сада, для судейства. Восемь детей - это четыре тура по два человека, чтобы все дети со всеми поиграли. Победители турнира: Дарина-1 место, Дима-2 место, Юля-3 место. Сразу после окончания турнира я предложила Дарине сыграть со мной партию. Как победитель Дарина играла белыми.

Мы играли Дебют четырех коней. Этот дебют неоднократно встречается в партиях чемпионов мира Хосе Рауля Капабланки и Михаила Ботвинника. Я выиграла Дарину за восемнадцать ходов. Главная ошибка моего соперника была в том, что с начала игры она позволила мне занять инициативу на королевском фланге и захватить ключевое поле в центре. А далее двойной удар на короля и ферзя, ну а потом уже мат.

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что за время работы над проектом мы смогли открыть школу шахматистов и научить детей играть в шахматы. Цель достигнута. Гипотеза подтвердилась.

Но работа в школе будет продолжена. Нам еще нужно разобрать все парии из книги Хосе Рауля Капабланки. Я хочу познакомить детей с выдающимися шахматистами, чемпионами мира по шахматам. А также планирую сводить ребят на экскурсию в шахматный клуб «Дебют», и познакомить их со своим тренером. Ведь скоро мы пойдем в школу, а ребятам нужно будет дальше учиться играть в шахматы.

Список использованной литературы

1. Шахматы – школе/ Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев; Под ред. Б. С. Гершунского, Н. В. Крогиуса, В. С. Хелемендика. - М. : Педагогика,1991.-336с.

2. Капабланка Х. Р. Шахматная школа Хосе Рауля Капабланки. -М. Ф: «RUSSIAN CHESSHOUSE/ Русский Шахматный Дом», 2018.-112с. (Библиотечка шахматиста).

3. Сухин Игорь Георгиевич Шахматы. Полный курс для детей- Шахматы Большой самоучитель для детей /И. Г. Сухин. -Москва: Издательство АСТ. 2017.-160с. : ил. -(Шахматная школа)

4. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких : Книга- сказка для совместного чтения родителей и детей. -М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»-2000.-288с.

Публикации по теме:

Детский индивидуальный проект «Фликеры — это пешеходные «светлячки»Детский индивидуальный проект «Фликеры — это пешеходные «светлячки» Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно.

Индивидуальный детский проект «Фликер дарит свет жизни»Индивидуальный детский проект «Фликер дарит свет жизни» Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы познакомитесь с индивидуальным детским проектом. В рамках проектно – исследовательской.

Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца»Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей.

Индивидуальный детский проект «Мы строим город Экоград»Индивидуальный детский проект «Мы строим город Экоград» И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей.

Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» Руководитель проекта: Пурклова Наталья Сергеевна МБОУ «Золотонивская СШ».

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возрастаИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже.

Индивидуальный экологический мини-проект «Репка» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический мини-проект «Репка» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста В рамках проекта «Огород», разработанного для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возраста, дети изучают агротехнику.

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный социально-личностный проект «Школа шахматистов»
Опубликовано: 17 февраля 2023 в 22:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД