Получи документы

Система организации экологического воспитания детей 5–6 лет

Ирина Парадеева
Система организации экологического воспитания детей 5–6 лет

Система организации

экологического воспитания детей 5-6 лет

«Природа Шатков глазами детей»

на основе регионального компонента

через социальное партнерство в условиях детского сада.

Разработал:

Воспитатель

МДОУ детского сада «Сказка»

Парадеева Ирина Валерьевна

Пояснительная записка

Публикация «Система организации экологического воспитания детей 5–6 лет» размещена в разделах

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Цели и задачи

Цель: Создать условия для экологического воспитания детей по ознакомлению с природой Шатковского края в условиях социального партнерства.

Задачи:- расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе Шатковского края.

- формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.

- развивать умения наблюдать, воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.

- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающему миру природы Шатковского края.

Основные принципы

- Доступности: содержание системы развития экологических знаний соответствуют возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.

- Наглядности: ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.

- Систематичности и последовательности: образовательная деятельность строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.

- Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями: содержание деятельности по системе основано на личностно ориентированной технологии взаимодействия педагога с воспитанниками.

Структура

В систему входят 4 блока, каждый из которых разделен на разделы:

1 блок - Животные Шатковского края:

Разделы: - дикие животные и птицы

- домашние животные

- пресмыкающиеся

- насекомые

2 блок – Растения Шатковского края:

Разделы: - растения леса

- растения лугов, полей

- комнатные и садовые растения

3 блок – Водоемы Шатковского края:

Разделы: - реки Шатков

- озера

- живые родники

4 блок – Природоохранная деятельность:

Разделы: - Редкие животные и растения Шатковского района занесенные в красную книгу

- заказники, заповедники Шатковского района

- деятельность по охране природы

По каждому разделу представлены итоговые мероприятия.

Данная система направлена на экологическое воспитание детей 4-5 лет и рассчитана на один учебный год.

Формы взаимодействия с социумом

Организация экологического воспитания реализуется через взаимодействие с социальными партнерами:

- Фок «Атлант»;

- Детско - юношеский центр;

- Центральная районная библиотека;

- ФГУ «Шатковский лесхоз»;

- СПК «Земледелец»;

- Шатковская общеобразовательная школа №2;

- Районный историко-краеведческий музей;

- Управление районного общества охотников и рыболовства.

Формы и методы взаимодействия: экскурсии, прогулки по экологической тропе, конкурсы, КВН, викторины, фотонаблюдения, экологические праздники, экологические сказки, инсценировки, разнообразные игры экологического характера, природоохранные акции.

Ожидаемые результаты по экологическому воспитанию

- ориентируется в окружающем предметно-природном мире.

- участвует в беседе, диалоге, обменивается информацией, впечатлениями о природе Шатковского края.

- Умеет обобщать и классифицировать объекты по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме)

- замечает изменения, происходящие в природе и устанавливает причинно-следственные связи.

- стремиться бережно, относиться к природе, сочувствует и сопереживает.

- проявляет любознательность, наблюдательность к природе родного края.

- применяет имеющиеся знания в новых условиях, активизируя разнообразные умственные процессы.

Тематическое планирование.

IБлок. Животные Шатковского края

Раздел Программное содержание Мероприятия

1.1. Дикие животные и птицы - Дать детям представления: о жизни диких животных р. п. Шатки, (лось, белка волк, медведь, барсук, зайцы беляки и русаки, кабан, лиса,

об образе жизни, питании, жилищах, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

- формировать представление о профессии лесника; показать значимость этой профессии для общества и природы (человек, который заботится о лесе, о его обитателях)

- Воспитывать интерес к живой природе, любознательность.

- Познакомить детей с птицами р. п. Шатки: снегирь, ворона, синица, голубь, воробей.

с их строением: клюв, глаза, крылья, голова, перья, лапы

с некоторыми особенностями (когда прилетает, чем питается) - Презентация на тему: «Дикие животные р. п. Шатки»

- Занятие с использованием ИКТ «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

- Работа с моделью «Этажи леса»

- Викторина «Птицы Шатковского края»

- Экскурсия в Шатковский лес

(ФГУ «Шатковский лесхоз»)

Итоговое мероприятие: Праздник леса

1.2. Домашние животные

- Познакомить детей с домашними животными р. п. Шатки: кошка, собака, лошадь, овца, корова, коза, свинья, кролик.

- Формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают.

- Уточнить представления детей о взрослых животных и их детёнышах.

- Воспитывать любовь, бережное отношение, желание заботится о домашних животных.

- Уточнить представления о домашних птицах и их детенышей обитающих в Шатковской местности.

(курица, утка, гусь).

- Закрепить и обобщить знания детей, о профессиях в животноводстве: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер.

- Воспитывать уважение к сельским труженикам, на

на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям.

- дать представление об учреждениях, в которых живут домашние животные: овчарня, свинарник, скотный двор, хлев, ферма. Презентация «Какую пользу приносят человеку домашние животные»

Интерактивная игра «Назови детенышей домашних животных»

Интегрированное занятие: «Домашние животные»

Итоговое мероприятие: «Экскурсия на ферму»

(СПК «Земледелец»)

1.3. Пресмыкающиеся

- Сформировать у детей знания о черепахе, как о живом существе: она ест, двигается, дышит; о способах знания детей о внешнем виде черепахи: когти, лапы, шея, хвост, панцирь.

- Способствовать поддержанию интереса дошкольников в жизни черепах, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным.

- Развивать умение отличать живые существа от неживых и называть отличия.

- Воспитывать бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.

- Познакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает. Презентация «Цикл развития черепахи»

Интерактивная игра «Приключение Ящерицы»

Видео урок «Кто теряет свой хвост, а на его месте вырастает новый?»

Итоговое мероприятие:

Экскурсия в живой уголок

(ДЮЦ)

Наблюдение за черепахой

1.4. Насекомые - Расширять представления детей о некоторых насекомых Шатковского края (муравей, бабочка, жук, божья коровка, муха, комар, кузнечик, пчела, стрекоза)

Их характерных признаках:

(членистое строение, шесть ног, крылья, усики)

- Развивать способность видеть значение насекомых в жизни человека: уничтожают тлю, опыляют растения, дают мед, уничтожают комаров, мух, разносят болезни, грязь; их приспособленности к условиям жизни: воздух, вода, солнце, трава, цветы.

- Воспитывать осторожность и бережное отношение к насекомым: могут укусить, ужалить, не могут жить дома, не убивать.

- Мультимедийная презентация «Мир насекомых на участке детского сада»

- Интерактивная игра «Значение насекомых в жизни человека»

-Просмотр мультфильмов «Лунтик»

(серия «Подарок для бабочки»)

- Презентация «Полезные насекомые»

- Интерактивная игра Поле чудес

(по теме насекомые)

Итоговое мероприятие:

Занятие с использованием ИКТ «Удивительный мир насекомых»

II Блок. Растения Шатковского края

2.1. Растения леса

- познакомить с грибами, лекарственными и ядовитыми растениями, деревьями растущими в Шатковском лесу (малина, календула, мать-и-мачеха, подорожник, ландыш, (волчья ягода - крушина, маслята, опята, сыроежки, мухомор, бледная поганка, елка, сосна, береза, клен)

- формировать навыки правил поведения и мер безопасности в природе.

-Интерактивная игра «Зеленая аптека»

-Презентация «Правила поведения в природе»

-Исследовательская работа «Почему жжется крапива?»

- Занятие: «Загадки родного Шатковского леса»

Итоговое мероприятие:

Развлечение «В гостях у лесной феи» (Шатковская ОШ)

2.2. Растения лугов, полей Шатковского района.

- Познакомить детей с растительным миром луга в р. п Шатки (клевер луговой, василек, тысячелистник, цикорий)

- сформировать представления детей о луге, как о природном сообществе: (живые существа здесь обитают совместно, связаны между собой и зависят друг от друга.)

- развивать интерес детей к природе через наблюдения

- воспитывать любовь к природе :умение бережно обращаться с животными существами, с растениями

-познакомить с отраслями сельского хозяйства: растениеводство и животноводство.

- познакомить с важнейшими полевыми культурами произрастающими в Шатковском крае (рожь, пшеница, свекла, картофель)

- дать представление о животном мире поля (полевка, лисица, тля, Божья коровка, колорадский жук, орел)

- познакомить с профессией хлебороба (люди которые выращивают и убирают хлеб на полях) Интерактивная игра:

«Поход на луг».

Сорняки (учебно-познавательное занятие с элементами театрализации)

- Презентация «Растениеводство в Шатковском крае»

- Викторина «Полевые и луговые цветы»

- Игра- путешествие «Дикорастущие растения луга, поля»

Итоговое мероприятие:

Экскурсия на хлебное поле (наблюдение за пахотой, за подготовкой земли к весеннему севу)

(СПК «Земледелец»)

2.3. Комнатные и садовые растения.

Закреплять представления детей о комнатных растениях, их названиях и составных частях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни растений (воздух, вода, питание и т. п.).Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Знакомство с профессией цветовода

- Презентация «Комнатные растения наши друзья!»

- КВН "В кругу комнатных растений"

- Интерактивная игра

«Как появились растения»;

Итоговое мероприятие:

Экскурсия к Администрации Шатковского района. Наблюдение за работой цветоводов.

III Блок. Водоемы Шатковского края

3.1. Реки Шатков

- Познакомить с рекой Тешей ее притоком- речкой Елховкой, водным растительным и животным миром Шатковского края. (окунь, плотва, рак, лягушка, (ряска, кувшинка)

-Дать представление об очистных сооружениях (специальные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, микробов) и способах очистки воды (фильтрование, отстаивание, кипячение, замораживание)

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам: не загрязнять, беречь.

- Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении); Экскурсия к реке- знакомство с трудом рыбака «Что и как ловит?»

Игра - путешествие по реке Теша

Интегрированное занятие-беседа «Безопасность на воде»

Интерактивная игра «путешествие капельки»

Презентация «Цикл развития лягушки»

Итоговое мероприятие:

Праздник «День Земли»

(Шатковская ОШ)

3.2. Озера Шатков

- Познакомить детей с названиями крупных озер р. п. Шатки (Круглое, Черное, Долгое)

- с представителями водных животных (карась, пиявки, ручейники, стрекоза, рак)

- растений (водоросли, кубышка желтая, рогоз)

- показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде

- разъяснить необходимость охраны животных - Презентация «Водоемы Шатковского края»

- Интегрированное занятие с использованием ИКТ

«Охрана растений и животных водоемов»

- Интерактивная игра «Природа и человек»

Итоговое мероприятие:

Викторина по теме «Рыбы и земноводные обитающие в водоемах Шатковского края»

(Центральная районная библиотека)

3.3. Живые родники

- познакомить с родниками родного края: Кипячий ключ, его лечебными свойствами, значением, названием

- воспитывать бережное отношение к родникам их охране.

- Презентация «Кипячий ключ р. п. Шатки»

- Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Родник»

- Мультимедийная презентация «Живи родник»

- Интерактивная игра «Пищевые цепочки водоема»

Итоговое мероприятие: экскурсия на источник «Кипячий ключ»

(Историко-краеведческий музей)

IV Блок. Деятельность по охране природы Шатковского района

4.1. Редкие животные и растения Шатковского края, занесенные в красную книгу.

- Познакомить детей с

некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу р. п. Шатки (выхухоль, лебедь, колокольчик, ландыш майский, кубышка желтая, волчье лыко, ондатра, лебедь, стрекоза, бобр, выдра, прудовик)

- Формировать понятия о том, как нужно беречь окружающую среду:

Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву.

- Викторина «Животные и растения занесенные в Красную книгу Шатковского края»

- Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Загадки Красной книги»

- Интерактивная игра «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»

Итоговое мероприятие:

«Всемирный день здоровья»

(ФОК «Атлант»)

4.2. Заказники

Заповедники Шатковского района

- Познакомить детей с Шатковскими заповедниками памятниками природы: Кипячий ключ, смешанные леса у с. Архангельское, Шатковские грязевые озера. - Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Путешествие по родному краю р. п Шатки»

- Презентация «Памятники природы Шатковского края»

Итоговое мероприятие:

«Мы- друзья природы»

(Центральная районная библиотека)

4.3. Деятельность по охране природы Шатковского района - дать понятие что такое «охрана природы» :

комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли (земля, растительный и животный мир, лес, водоемы)

- познакомить детей с организациями по охране природы, их значением:

Управление районного общества охотников и рыболовства- ограничение ловли рыбы, охоты с целью сохранения определенных видов (стерлядь, белый аист, серая утка, лиса, кабан)

- Формировать навыки природоохранной деятельности: не ломать деревья, кусты, сажать деревья и цветы, не мучить животных и птиц, экономить природные ресурсы (например, воду, электрическую энергию, не мусорить. Интерактивная игра

«Жалобная книга природы»

Экскурсия к реке Теша-

сбор мусора на берегу реки Теша.

Беседа с просмотром презентации «Сохраним природу р. п Шатки»

Итоговое мероприятие: праздник «Всемирный день охраны окружающей среды»

(Управление районного общества охотников и рыболовства)

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система организации экологического воспитания детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 19:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД