Получи документы

Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

Лариса Путилова
Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

Тема: «Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста»

Представления о содержании типичного для пола поведения детей, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.

Публикация «Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность выбранного направления связано с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию адекватной полу модели поведения.

В связи с отсутствием четких методик гендерного воспитания детей, практическая деятельность развития полоролевой индентификации детей дошкольного возраста осуществляется в лучшем случае стихийно. В соответствии с данной проблемой мною разработана система работы по гендерному воспитанию детей в соответствии с ФГТ.

Состояние материально-технического обеспечения ДОУ позволяет осуществлять деятельность по развитию полоролевой идентификации детей.

Наличие центров активности позволяет детям сделать выбор между совместной с другими детьми или индивидуальной деятельностью. Все базовые компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного и социального развития детей. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек. Ведется постоянная работа по усовершенствованию развивающей среды.

Учебно-методический комплекс позволяет педагогам проводить НОД. Методический кабинет располагает учебно-методической литературой для реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. Используются парциальные программы по гендерному воспитанию детей М. А. Радзивилова «Мальчики и девочки -кто они?», С. А. Козлова «Я человек», а также применяются технологии Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», В. Н. Нохрина «Гендерное развитие детей дошкольного возраста», Е. Н. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ», И. П. Шелухина «Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Формирование гендерной идентичности».

Для формирования представления о собственной гендерной принадлежности используются видеопрограммы «Я мальчик, я девочка!», «Волшебный цветок», «Мужской и женский этикет», «Мы разные!».

Усвоение гендерной принадлежности детьми дошкольного возраста происходит с помощью наглядного материала: по парциальной программе М. А. Радзивилова «Мальчики и девочки - кто они?», технологии Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики в семье и детском саду» имеется демонстрационный материал, используются электронные дидактические пособия «Дом профессий», «Военная техника», «Универсальный кубик», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Русские воины»; на закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников используются дидактические и настольные игры. Систематически обновляются информационные стенды, выставки, издаются буклеты.

Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГТ, в образовательной области «Социализация» : формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

Целью разработанной системы по гендерному воспитанию является : создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.

3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.

4. Информационно-просветительская деятельность ОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

Данная тема актуальна, это связано с тем, что процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных ролей. Поэтому системой работы ДОУ по гендерному воспитанию являются следующие составляющие: взаимодействия сотрудников ДОУ, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, социальное партнерство, просветительская деятельность и диагностические исследования.

Полоролевая идентификация осуществляется в тесной взаимосвязи с физическим, эмоциональным и социальным, воспитанием детей, опирается на развитие их речи и мышления, ознакомление с окружающим миром, формирование навыков поведения и развитие творческих способностей. Таким образом, в ДОУ сложилась система взаимодействия педагогов и специалистов по формированию компетенций воспитанников. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Мною рассмотрена интеграция специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, старший воспитатель и заведующая ДОУ. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.

В работе с детьми используются разнообразные формы работы в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности:

- Непосредственно-образовательная деятельность по формированию гендерной, семейной и гражданской принадлежности «Есть такая профессия – Родину защищать», «Знакомство с русским народным костюмом», «Пожар», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии служить» (по образовательной области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»);

- Дидактические и сюжетно-ролевые игры;.

- Развлечения, досуги, праздники;

- Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: р. н. сказок, как «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о Суворове и русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и др. ;

- Тренинги, педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени»,«Поможем девочкам» и т. д. ;

- Художественно-продуктивная деятельность;

- Беседы на тему полового воспитания «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…;

- Инсценировки, драматизации, театрализованные представления;

- Разрешение различных проблемных ситуаций «На какого сказочного героя я похож (похожа?»;

- Конструктивные игры, поисковая деятельность.

Активно используются формы работы и с педагогами : консультации; семинары-практикумы; беседы; решение проблемных ситуаций; деловые интерактивные игры; конкурсы; коллективные просмотры непосредственно-образовательной деятельности и совместной деятельности; анкетирование, тестирование; самообразование по проблеме; самоанализ деятельности каждого педагога.

Под моим руководством педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. В методическом кабинете материал систематизировался по разделам : теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами; консультативный материал для родителей;

организация предметно- развивающей среды; практический материал по организации и проведению НОД с детьми с учетом особенностей пола.

В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете, инструктор по физической культуре провела консультацию "Дифференцированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста", психологом ДОУ был проведен семинар-практикум для педагогов "Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников".

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек оформляются информационные стенды, работает детско-родительский клуб "Дорога радости", на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей, проводится индивидуальное психологическое консультирование.

Администрацией ДОУ организована встреча родителей с врачом-гинекологом на тему "Гигиена мальчиков и девочек", издан спецвыпуск газеты "Солнечные лучики", посвященный вопросам полоролевого воспитания.

В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавили дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; проведена "Неделя добрых дел в семье". В каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя дружная семейка", проведен конкурс "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки".

Совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: "День влюбленных", "Шоу всемогущих пап", "Бенефис девочек", "Рыцарский турнир", "День матери", конкурс семейных талантов "Минутка славы", спортивные праздники.

Активно используются и другие формы работы с родителями : устный журнал; буклеты, памятки, брошюры; тематические консультации; информационный сайт; индивидуальные беседы с родителями; День открытых дверей; посещение семьи ребенка; дискуссионный круглый стол; моделирование игровых и проблемных ситуаций; тренинги, практикумы; анкетирование, экспресс-опрос, тестирование; видеопросмотры проведенных мероприятий; семинары, встречи со специалистами; тематические выставки; заседания родительского клуба знатоков; деловые игры.

Социальное партнерство ДОУ свидетельствует о необходимости дифференцированного по половому признаку подхода к подготовке старших дошкольников к обучению в школе с учетом проявляющихся этому возрасту психологических особенностей как следствия ориентированной на традиционные гендерные стереотипы социализации.

Педагоги и специалисты систематически размещают информационный, консультативный материал на сайте дошкольного учреждения для родителей в рубрике «Гендерное воспитание»

Мониторинг для определения уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5-7 лет разработан на основе задач представленных в программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой.

Сравнительный анализ за 2011-2012 уч. год, 2012-2013 уч. год показал положительную динамику уровня сформированности полоролевых представлений у детей дошкольного возраста.

Следуя вышесказанному мною определена «миссия» дошкольного образовательного учреждения «Обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию специально организованного образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями, направленного на развитие и воспитание целостной и гармонически развитой личности ребенка в соответствии с их гендерными особенностями и социальным заказом государства и семей».

Публикации по теме:

Формы работы с родителями. Формы работы детского сада с родителями. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только в семье, но и в детских учреждениях.

Выставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасностиВыставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасности Выставка "Осторожно огонь" - детских рисунков по пожарной безопасности была проведена с 21 по 31 января 2013г. в соответствии плана работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 12:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД