Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания

Наталья Груничева
Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, воспитании у него уважения, гордости за землю, на которой он живёт, говорилось ещё в Древней Греции около 400 лет до н. э философом Платоном: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Почему же тема патриотического воспитания стала так актуальна в последнее время?

Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние 20 лет в стране произошли большие перемены. В данный момент материальные ценности всё больше доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину.

Актуальность работы обусловлена тем, что в современной практике патриотического воспитания дошкольников в ДОУ существует ряд проблем:

• Недостаток методических пособий и рекомендаций по патриотическому воспитанию, позволяющих планомерно и систематически решать задачи патриотического воспитания через ознакомление с родным городом;

• Недостаточное количество материала в детском саду (наглядный и иллюстративный материал, дидактические и развивающие игры);

• Отсутствие у детей знания истории родного города.

Решение этих проблем привели к необходимости разработать для воспитателей систему педагогических мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленную на поиск подходов в организации и содержании патриотического воспитания краеведческой деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими знаний о своём городе, приобщение к миру его культуры, героическому прошлому. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей «малой Родине» – месту, где родился человек. Поэтому целью этой работы явилось формирование у дошкольников системных знаний по истории Нижнего Новгорода.

Чтобы реализовать эту цель были поставлены следующие задачи:

• Формировать представление о Нижнем Новгороде на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, детский сад, улицы города)

• Знакомить с географическим расположением города, его достопримечательностями.

• Формировать интерес каждого дошкольника к истории родного города.

Воспитывать чувство любви и гордости к родному городу.

Предполагаемый результат:

• - усвоить первичные представления об истории Нижнего Новгорода;

• - воспитать патриотическое чувство, чувство гордости за «малую Родину»;

• - знать достопримечательности города, название улиц, памятники, его отличительные символы.

В основу работы воспитателей легли следующие принципы:

1. Принцип историзма.

Реализация его путём сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни).

2. Принцип гуманизации.

Ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста.

4. Принцип интегративности.

Реализация принципа в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, школой-искусств, общеобразовательной школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Нижнего Новгорода сочетаем разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности.

Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с историей Нижнего Новгорода очень мало. Для того чтобы донести информацию до детей интересно и доступно, изготовили ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала, соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

Пазлы с символами города

Игра «Колесо истории»

6. Принцип развивающего обучения.

Используются в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараясь воспитывать творческую личность, умеющую решать нестандартные ситуации.

Для реализации поставленных задач, были определены этапы работы.

Составлены перспективные планы по ознакомлению дошкольников с родным городом для всех возрастных групп. Затем воспитателям было предложено провести диагностику по выявлению знаний дошкольников о родном городе и анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний об истории Нижнего Новгорода.

На следующем этапе работы были определены различные формы организации по ознакомлению детей с родным городом.

1. Занятия: «Кремль – символ города», «Город древний – город славный», «400 – лет народному ополчению». Опыт наблюдений показал, что одним из основных методов при ознакомлении с родным городом, особенно его историей и достопримечательностями является рассказ взрослого. При этом рассказ обязательно сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами. В процессе рассказа необходимо обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание. Например: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Кого мы называем предками?»

2. Эффективной формой организации детской деятельности является беседы: о городе, семье, России, о героях Великой Отечественной войны.

3. Дидактические и развивающие игры. Используем, прежде всего, в повседневной жизни, как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания: «Раньше и сейчас», «Расскажи про свой город», которые способствуют тому, чтобы дети глубже знакомились с достопримечательностями города, его историей. «Сложи из частей целую картинку», «Пазлы».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу»,

«Автобус».

5. Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих объектов: «Улица Советского района»,

«Кремль».

6. Экскурсии. Основное значение экскурсий заключается в том,

что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об истории нашего города, его достопримечательностях.

7. Чтение познавательной литературы родном городе).

9. Развлечения. Здесь дети приобретают чувственный опыт через музыку, танцы и тематические игры.

Задачи по формированию представлений о Нижнем Новгороде, воспитанию патриотических чувств осуществлялось и в социокультурном пространстве.

Так дети посещали совместно с родителями театры, библиотеки, школу-искусств, детские центры, музеи.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.

Представления о «малой Родине» успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»);

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность, и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников);

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются альбомы о родном городе, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях и прочее).

Для реализации системы ознакомления с родным городом проводится работа с воспитателями по правильной организации развивающей предметной среды. Важно обеспечить детям «зону ближайшего развития». Поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, рассматривания, беседы, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных с взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают любознательность. Развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию: наборы фотографий города, символы города (герб, флаг, альбомы, аудиозаписи с песнями о городе, библиотека, выставки рисунков.

Важным условием работы по ознакомлению детей с историй Нижнего Новгорода и патриотическим воспитанием является тесная связь с родителями. Эта работа по-прежнему актуальна и трудна. Она требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно- патриотическому воспитанию. Воспитателям предлагаются следующие формы работы с родителями:

• Семейные экскурсии по памятным местам города

• Конференция на тему: «Жизнь семьи в истории города»

• Мини-исследования истории города

• Консультативная работа

• Праздники, развлечения и досуги

• Оформление тематических фотовыставок

• Участие в выставках творческих работ, рисунков

На заключительном этапе: проведение итоговой диагностики и анкетирование родителей.

В своей работе с педагогами наиболее эффективны следующие формы методической работы:

• Семинары: «Проектная деятельность в детском саду», «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания»;

• Консультации по теме: «Нижегородский край» для повышения общекультурного уровня педагогов;

• Мастер-классы, подготовленные в течение года различными педагогами по темам: «Я – гражданин России», «Нижегородские промыслы»;

• Педагогический совет по теме: «Формирование основ духовно-нравственного развития личности дошкольника» (с учётом возрастных особенностей);

• Постоянно обновляющаяся выставка в методическом кабинете: «400 лет народному ополчению», «Нижегородская старина»;

• Создание пополняющейся библиотеки духовного чтения для воспитателей (книги по нравственно-патриотическому воспитанию);

• Метод проектной деятельности: «Исторические прогулки по Нижнему Новгороду». Опыт работы показал, что этот метод является самым эффективным по формированию у дошкольников системных знаний по истории Нижнего Новгорода и воспитанию гражданско- патриотических чувств.

Известно, что у каждого человека на всю жизнь запечатлеваются самые яркие воспоминания детства. Чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нём, истоками патриотических чувств, необходимо самим взрослым (воспитателям и родителям) обладать этими чувствами и с любовью, искренностью, эмоциональностью передавать их детям.

Публикации по теме:

Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания дошкольников Дидактические игры по знакомству с Пермским звериным стилем как средство духовно-патриотического воспитания старших дошкольников. Стрелкова.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания
Опубликовано: 24 октября 2017 в 10:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лепбук «Береги природу»
Экологический лепбук «Береги природу» Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки, Это...
Уголок детского художественного творчества во второй младшей группе «Веселые картинки»
Воспитатели Мирошниченко Марина Александровна и Скрипченко Елена Ивановна подготовили уголок художественной деятельности во второй младшей группе. Он...
Детский мастер-класс в смешанной технике «Открытка для мамочки»
Детский мастер-класс в смешанной технике «Открытка для мамочки». Цель: вызвать у детей радостное настроение в преддверии праздника и желание...
Мастер-класс «Изготовление куклы Петрушки своими руками для театрализованной...
Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению куклы Петрушка для театрализованной деятельности с детьми. Платковая кукла—это чудо пособие,...
Мастер-класс изготовления открытки к Дню матери «Подарок маме»
Образ своей родной матери – это первое, что возникает у маленького ребенка. А первое, что дарит мать ребенку — это любовь и забота. Именно мать играет...