Папки-передвижки

Сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Наталия Голенко
Сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Речь – это форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема, переработки и передачи информации. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей его действительности, совершенствуются формы отражения этой действительности. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления : они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок передает посредством речи.

Публикация «Сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь не является врожденной способностью человека, она развивается по мере формирования мозга ребенка. Ее развитие зависит от состояния центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Развитие речевой функции происходит с момента рождения ребенка и заканчивается, в основном, к шести годам.

К числу важнейших задач по развитию речи у старших дошкольников относится формирование у них связной монологической речи. Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, логичность, произвольность, непрерывность и программированность (Сохин Ф. А., Тихеева Е. И., Гербова В. В., Соловьева О. И. и другие).

При изучении речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста обнаруживается неравномерность формирования различных сторон его речевой деятельности.

С одной стороны, к шести годам дети, в основном, овладевают синтаксисом и морфологией родного языка, с другой – имеет место недостаточное развитие связной речи. Так, при описании различных событий, явлений дети плохо передают смысловые связи между отдельными частями высказывания, и все речевое сообщение выступает как набор слабо связанных между собой фраз.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка в целом и на речевое развитие в частности писали такие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, Э. Фромм, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. В. Защиринская, Н. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, С. А. Черняева и другие.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми он получил только около десяти лет назад. В настоящее время этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.

Сказка – это один из основных жанров устного народно – поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Достоинство и роль сказки в работе с детьми дошкольного возраста неоспоримы : это образность языка сказания, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают активный и пассивный словарь, расширяя таким образом словарный запас, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, таким образом влияя на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи : тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты сказки, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Формируется определенное мнение о различных типах взаимоотношений, разных человеческих характерах. Образы персонажей сказки приглашают детей принять участие в процессе самопознания. Сказки в дидактическом смысле раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» воспитательные и учебные задания.

Сказка также представляет собой мощное средство психокорекции. Ребенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки, сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Таким образом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Путешествие по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Таким образом можно сделать вывод, что сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми старшего дошкольного возраста. И чтобы это средство дало результат, необходимо использовать сказки в полной мере.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 апреля 2023 в 13:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД