Папки-передвижки

Сказкотерапия для дошкольников.

Татьяна Маевская
Сказкотерапия для дошкольников.

С давних времён сказка является важным воспитательным и развивающим средством в народной педагогике. Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки.

В настоящее время сказкотерапия является одним из самых излюбленных и действенных методов работы детских психологов и педагогов. При помощи различных сказок можно с лёгкостью воздействовать на психику ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений, таких, как страхи, фобии, агрессивность, тревожность и так далее.

Публикация «Сказкотерапия для дошкольников,» размещена в разделах

Сказкотерапия для дошкольников может применяться при наличии следующих психологических или неврологических проблемах: боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная стеснительность; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье.

Суть сказкотерапии заключается в правильном и уместном использовании метафор и различных художественных образов, имеющих место в сказках, баснях и других литературных произведениях. Именно эти образы и влияют подсознательно на мысли, чувства, эмоции и поведение дошкольника. Кроме непосредственного чтения и рассказов, в сказкотерапии для дошкольников может использоваться рисование героев сказок, а также демонстрация сюжета сказки в кукольном театре.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.

Каково же значение сказки в жизни людей?

- сказки знают все, на их содержании происходит воспитание подрастающего человека;

- своим содержанием сказки развивают творческий потенциал;

- благодаря сказкам совершается процесс познания окружающего мира;

- осмысляя сюжеты творчества, люди учатся видеть себя в действиях, мыслях героев, формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характерах;

- восприятие сказочных коллизий помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт человека;

- происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок. Это очень доступно и интересно ребенку, ведь при слове «волшебство», «волшебное» сразу возникает интерес, восторг;

- сказка – это мощное средство психокоррекции. Человек учится не только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и моделировать ситуацию их измерения, подвергать анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета;

Воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок : художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.

Художественные сказки – это сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно их принято называть сказками, мифами, притчами, историями.

Народные сказки. Древнейшая основа этих сказок – единство человека и природы. Народные сказки несут важные для нас идеи: окружающий наш мир живой, и в любой момент все может заговорить с нами; ожившие объекты окружающего мира могут действовать самостоятельно, и имеют право на собственную жизнь; разделение добра и зла, победа добра; самое ценное дается только через испытание, а то что далось легко, даром, может быстро уйти.

Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных.

Бытовые сказки.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьмы, лешие, водяные, оборотни и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Очевидно, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Волшебные сказки - благодаря которым в бессознательное человека поступается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Авторские художественные сказки более образны, чем народные. Именно авторские произведения рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки создаются педагогами, в них абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки, сочиненные нами самими, и сказки, сложенные вместе со специалистом.

Медитативные сказки создаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

Чтобы сказкотерапия была максимально эффективной и смогла принести ощутимые результаты, её необходимо проводить по следующей программе:

- «Жили-были ….» - так мы знакомимся с героями, которые наиболее интересны ребёнку. Для детей дошкольного возраста чаще всего используются такие персонажи, как – принцы и принцессы, феи, колдуны, супергерои и др.

- «И вдруг.» - так наш юный герой сказки неожиданно сталкивается с проблемой, которая в данный момент беспокоит его.

- «Из-за этого…» - в этом блоке необходимо рассказать, как сказочный персонаж решает вставшую перед ним проблему и какие методы он для этого использует.

- Кульминация – герой избавляется от проблемы.

- Развязка – окончание сказки. Конец обязательно должен быть – сказкопозитивным, чтобы ребёнок понимал, что всё окончилось хорошо.

Правильно подобранные герои и сюжет сказки смогут не навязчиво напомнить малышу о его проблеме и помочь ему найти пути её решения.

Если родители и педагоги смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.

Ребенок будет знать, что взрослым небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Литература

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии – М. : 2014. – 80 с.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2014. – 356 с.

3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия – М., 2014. – 168 с.

Публикации по теме:

Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника Развитие духовно-нравственных чувств у детей становится всё более важным для нашего общества. Нравственная сфера личности дошкольника представляет.

Сказкотерапия и развитие речи детей Рекомендации педагогам. • Начинать занятия с элементами сказкотерапии с младшего возраста. • Использовать релаксационные упражнения для.

Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста 1. Введение 2. Направления сказкотерапии, формы работы со сказками 3. Способы и приемы сказкотерапии. 4. Сенсорика в программных сказках для.

Программно-методическая разработка «Сказкотерапия» Сказкотерапия Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи,.

Сказка в жизни ребёнка. Сказкотерапия в ДОУ С самого раннего детства сказка живет в нашей жизни. Книги, которые мама читала нам перед сном; игры, в которые мы играли с друзьями; кукольные.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием.

Сказкотерапия-основополагающая методика работы воспитателя Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на тему: Сказкотерапия – основополагающая методика работы воспитателя.

Сказкотерапия. Сказка о скромном маленьком стульчике Сказка о скромном маленьком стульчике. На чердаке двухэтажного дома находилось много старой мебели. Среди них стоял маленький стульчик с.

Сказкотерапия в экологическом воспитании детей Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование.

Театрализованная деятельность в ДОУ — «Сказкотерапия» «Мы пред будущим в ответе, Наша радость, боль и грусть. Наше будущее - дети. Трудно с ними ну и пусть! В наших детях наша сила. Внеземных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия для дошкольников.
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 10:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД