Лучший педагог года

Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника

елена матвеева
Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами».

В. Сухомлинский.

           Я хочу поделиться опытом работы с детьми в таком направлении, как сказкотерапия.

          Термин «сказкотерапия» - буквально означает лечение сказками, то есть совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

Публикация «Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника» размещена в разделах

           Говоря простым языком, сказка -  это   язык, с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой.

          Данный метод позволяет педагогу предоставить ребенку возможность раскрыться, самореализоваться, проявить свою индивидуальность в разных видах творческой деятельности.

        Сказка может помочь ребенку встретиться с собой, увидеть себя как в зеркале, а так же по- новому увидеть других людей и мир вокруг себя.

        По мнению психологов даже простое прочтение сказок дает удивительный эффект, помогает преодолевать различные жизненные трудности.

        Однако, одного прочтения недостаточно.

        Одним из главных условий в Сказкотерапии является добровольность. Поэтому в своей работе   я стараюсь найти способ как включить детей в сказкотерапию. Это и загадки о сказочных персонажах, картинки и иллюстрации к сказам, приход сказочного героя и т. д.  

Я поставила перед собой цель: развивать личность дошкольника посредством Сказкотерапии.

  Для достижения цели я наметила следующие задачи:

- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

- применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

- изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

         - развивать коммуникативные навыки;

- развивать воображение, мышление;

- воспитывать чувство доброты;

- укрепление психического здоровья ребёнка.

В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы такие как :

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

 • Элементы театрализации.

 • Творческие задания.

 Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Работу с использованием сказкотерапии начала проводить со старшей группы. Занятия по сказкам провожу один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

 Начинаю с того, что сначала знакомлю детей со сказкой, чтобы дети имели общее представление о сказке. В своей работе я использую авторские сказки из пособия «Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» О. А. Шороховой, которые, на мой взгляд, близки и понятны дошкольникам. Так же можно использовать фольклорные сказки.

А затем мы начинаем проигрывать сказку. Ненавязчиво я учу детей перевоплощаться в героев сказки, применяя различные приемы:

1. Пантомимические этюды: «Кривляние», «болезнь», «хвастовство», «усталость» и т. д.

2. Упражнения на ритмизацию. Дети кладут руки на стол и пальчиками отстукивают ритм. Сначала разбираем «движение героев сказки» ( например: «Как высоко прыгал зайка?», «Как ходит медведь?», «Как капают слёзы?») А на следующем сеансе дети по ритму угадывают героя.  (дети объясняют, почему они догадались, что это именно маленький зайка, а не большой медведь) Т. е. дети описывают словами эмоциональное состояние героя.

3. Упражнения на активизацию лексики. (Я начинаю фразу, а вы заканчиваете. «Аленушка не просто трудилась, а … (работала не покладая рук). Лес был не просто темный, (дремучий). Принц был таким красивым, что (ни в сказке сказать, ни пером описать)

4. Психогимнастика - упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц. Проводится обычно под классическую музыку. Дети изображают героев или некоторые эпизоды сказки (например птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают дерево, затем расслабляют мышцы лица имитируют отдых на солнышке, и или изображаю разозленного змея Горыныча, напрягая мышцы тела и широко открывая глаза, затем демонстрируют превращение в доброго Горыныча, расслабляются, закрывают глаза, улыбаются, опускают плечи и т. д.)

3-4 занятия мы работаем над одной сказкой, каждый раз читая ее заново, а затем выполняем задания и упражнения. Многие дети, с радостью откликаются на предложение и включаются в игру. Но есть и такие дети, которые предпочитают сначала понаблюдать за другими. Поэтому стараюсь, чтобы каждый ребенок почувствовал внимание к себе. Постоянно подбадриваю детей, хвалю, чтоб дети чувствовали себя раскрепощенными и свободны.

Следует помнить еще и о том, что насколько детям комфортно, настолько действие сказкотерапии будет эффективно.  

5. Как правило, на каждом третьем занятии со сказкой проводим с детьми драматизацию.   Стеснительным и застенчивым ребятам стараюсь дать роль сильных персонажей (медведь или Змей Горыныч и т. д., а капризным детям, хвастунишкам, забиякам предлагаю изобразить отрицательные черты характера героев. Вместе с тем, безусловно, учитываю желание детей при выборе роли.   Напоминаю о том, что нужно не только с помощью движения и мимики показать взятую на себя роль, но и эмоционально передать настроение и характер персонаж.

Часто использую такой прием, когда предлагаю детям изменить что-нибудь в сказке (например окончание сказки «Подумайте, кто еще мог помочь главному герою?»). Предлагаю послушать музыку («Какое настроение она передает? Как вы думаете, какому герою больше подходит эта музыка?»)

Наряду с вышеназванными методами в своей работе использую зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки («Добрая Фея расколдовала детей» или «Пожар в лесу» и т. д., а так же вылепливание из пластилина персонажей сказки.

Во время занятия со сказкой большое внимание уделяю двигательной активности детей. Лишь небольшой отрезок времени дети сидят на стульчиках, когда слушают взрослого, фантазируют и если являются зрителями в то время, когда другие берут на себя роль во время драматизации.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы, а затем, реализовать их в повседневной жизни.                    

Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.

Результатом моей работы со сказкой является :

 • Установление психологического комфорта в коллективе.

 • Формирование у детей познавательного интереса.

• Развитие связной монологической, диалогической речи.

 • Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

• Развитие творческого воображения, мышления.

 • Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

• Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.

 В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод реализации творческих способностей дошкольника
Опубликовано: 29 мая 2022 в 14:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД