Сказкотерапия. Куклотерапия. Песочная терапия.

Ирина Коваленко
Сказкотерапия. Куклотерапия. Песочная терапия.

Сказкотерапия

Перечень народных и авторских сказок, направленных на коррекцию в развитии ребенка.

Состояние ребенка Название сказки и ее автор

Народная сказка авторская сказка

Обидчивость «Лиса и журавль» Г-Х. Андерсен

«Гадкий утенок»

Неуверенность в себе «Крошечка – Хаврошечка» Ш. Перро «Золушка»

Застенчивость «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Г-Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Замкнутость «Морозко» З. Лабулэ

«Зербино – нелюдим»

Страх «Баба – Яга» Г-Х. Андерсен

«Новый наряд короля»

Ревность «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…» А. С. Пушкин

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Агрессивность «Теремок» А. Толстой

«Приключения Буратино»

Тревожность «Гуси – лебеди» А. С. Пушкин

Сказка о рыбаке и рыбке

Куклотерапия

"Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Ребенок, подросток, взрослый реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным, и как хорошо для нее.

Работа с куклой позволяет:

1. Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений.

2. Нести ответственность за управление куклой.

3. Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

4. Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы.

5. Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

6. Развивает произвольное внимание.

7. Позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Песочная терапия

Классический процесс песочной терапии начинается с того, что психолог приглашает ребенка выбрать игрушки и поиграть в песок. Таким образом, незатейливые игрушки становятся СИМВОЛАМИ внутренней жизни, потенциальных возможностей ребенка, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Играя с фигурками в песке, ребенок (на самом деле) мануально "осознает" себя, свои внутренние процессы и "расставляет" их в нужной для себя последовательности. Так просто, как все гениальное, происходит великий акт саморегуляции, включающий в себя процесс "заземления" негативной психической энергии в песок и мануальную манипуляцию фигурками.

Пока ребенок выбирает фигурки и играет с ними в песочнице, психолог выполняет функцию наблюдателя, схематично фиксирующего процесс построения песочной картины. Взрослый не привносит в песочницу свои фигурки, уважая персональное пространство маленького человека. Песочный "художник" сам строит и в конце сам разбирает свою картину. Таким образом укрепляется внутреннее ощущение "хозяина" своего мира, жизни, судьбы. Задача психолога — создать безопасное пространство для переноса внутренней реальности пациента на песочный "лист".

В среднем, классический процесс индивидуальной песочной терапии составляет 8—10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста "художника"). За это время происходит стабилизация психоэмоционального состояния и актуализация потенциальных возможностей пациента. В сложных случаях либо увеличивается количество сеансов, либо пациент через некоторое время проходит дополнительный курс.

Играя с песком, дети легче усваивают дидактический материал. Для самых маленьких и "особых" детей (с проблемами интеллектуального развития) особенно важно научиться читать, а впоследствии и писать правильно, поэтому для них педагог предлагает готовую сказку, где «главные герои» несут определенный смысл и помогают детям усвоить программу чтения, письма и т. д. Благодаря "проигрыванию" звуков в различных эмоциональных состояниях, они становятся "живыми", и дети их с радостью правильно воспроизводят. Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека и так далее.

Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии "хаоса" ребенок хватает множество фигурок (вплоть до всего, что попало в поле его зрения, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога, недомогание, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. По мнению юнгианских аналитиков, таким образом могут драматизироваться несублимированные, неорганизованные либидозные (сексуальные) импульсы, силы.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Дополнительную привлекательность этому методу придает то, что он может быть использован не только специалистами с большим опытом, но и начинающими (исключая интерпретационную сторону). Ибо психолог, педагог, родитель фактически создают контекст, безопасную среду, в которой происходит великое таинство переноса мира внутреннего вовне — на песочный "лист". Это стимулирует бессознательные процессы, направленные на активизацию потенциальных личностных структур.

Публикации по теме:

«Сказкотерапия в работе воспитателя» «Сказкотерапия в работе воспитателя» Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это.

Сказкотерапия. Из опыта работыСказкотерапия. Из опыта работы Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Прописи
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказкотерапия. Куклотерапия. Песочная терапия.
Опубликовано: 4 марта 2014 в 22:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Внеклассное занятие по теме «Что такое добро и зло?» для воспитанников с ОВЗ 5 группы
ТЕМА: «Что такое добро и зло? » ЦЕЛЬ: Сформировать четкое представление о зле; развивать способность противостоять злу; Ход занятия I. Организационный...
Летний отдых детей в центре «Тимуровец»
Летний отдых детей в центре «Тимуровец» Добрый день, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички. Лето – самое любимое время года для детей,...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель»...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста от 2-7 лет...
Мои забытые стихи.
Мои забытые стихи . Добрый день мои коллеги и друзья ! И просто гости, заглянувшие на мою страничку ! Я, конечно не поэт, но мне часто приходилось...
Лето-прекрасная пора для фантазий.
Вот и наступило лето – чудесная пора! Всё вокруг цветёт и сияет, и нам хочется тоже сделать что–нибудь необыкновенное, красивое и неповторимое. Время...