Сказкотерапия. Куклотерапия. Песочная терапия.

Ирина Коваленко
Сказкотерапия. Куклотерапия. Песочная терапия.

Сказкотерапия

Перечень народных и авторских сказок, направленных на коррекцию в развитии ребенка.

Состояние ребенка Название сказки и ее автор

Народная сказка авторская сказка

Обидчивость «Лиса и журавль» Г-Х. Андерсен

«Гадкий утенок»

Неуверенность в себе «Крошечка – Хаврошечка» Ш. Перро «Золушка»

Застенчивость «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Г-Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Замкнутость «Морозко» З. Лабулэ

«Зербино – нелюдим»

Страх «Баба – Яга» Г-Х. Андерсен

«Новый наряд короля»

Ревность «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…» А. С. Пушкин

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Агрессивность «Теремок» А. Толстой

«Приключения Буратино»

Тревожность «Гуси – лебеди» А. С. Пушкин

Сказка о рыбаке и рыбке

Куклотерапия

"Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение. Ребенок, подросток, взрослый реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным, и как хорошо для нее.

Работа с куклой позволяет:

1. Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений.

2. Нести ответственность за управление куклой.

3. Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

4. Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы.

5. Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

6. Развивает произвольное внимание.

7. Позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Песочная терапия

Классический процесс песочной терапии начинается с того, что психолог приглашает ребенка выбрать игрушки и поиграть в песок. Таким образом, незатейливые игрушки становятся СИМВОЛАМИ внутренней жизни, потенциальных возможностей ребенка, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Играя с фигурками в песке, ребенок (на самом деле) мануально "осознает" себя, свои внутренние процессы и "расставляет" их в нужной для себя последовательности. Так просто, как все гениальное, происходит великий акт саморегуляции, включающий в себя процесс "заземления" негативной психической энергии в песок и мануальную манипуляцию фигурками.

Пока ребенок выбирает фигурки и играет с ними в песочнице, психолог выполняет функцию наблюдателя, схематично фиксирующего процесс построения песочной картины. Взрослый не привносит в песочницу свои фигурки, уважая персональное пространство маленького человека. Песочный "художник" сам строит и в конце сам разбирает свою картину. Таким образом укрепляется внутреннее ощущение "хозяина" своего мира, жизни, судьбы. Задача психолога — создать безопасное пространство для переноса внутренней реальности пациента на песочный "лист".

В среднем, классический процесс индивидуальной песочной терапии составляет 8—10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста "художника"). За это время происходит стабилизация психоэмоционального состояния и актуализация потенциальных возможностей пациента. В сложных случаях либо увеличивается количество сеансов, либо пациент через некоторое время проходит дополнительный курс.

Играя с песком, дети легче усваивают дидактический материал. Для самых маленьких и "особых" детей (с проблемами интеллектуального развития) особенно важно научиться читать, а впоследствии и писать правильно, поэтому для них педагог предлагает готовую сказку, где «главные герои» несут определенный смысл и помогают детям усвоить программу чтения, письма и т. д. Благодаря "проигрыванию" звуков в различных эмоциональных состояниях, они становятся "живыми", и дети их с радостью правильно воспроизводят. Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека и так далее.

Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии "хаоса" ребенок хватает множество фигурок (вплоть до всего, что попало в поле его зрения, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога, недомогание, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. По мнению юнгианских аналитиков, таким образом могут драматизироваться несублимированные, неорганизованные либидозные (сексуальные) импульсы, силы.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Дополнительную привлекательность этому методу придает то, что он может быть использован не только специалистами с большим опытом, но и начинающими (исключая интерпретационную сторону). Ибо психолог, педагог, родитель фактически создают контекст, безопасную среду, в которой происходит великое таинство переноса мира внутреннего вовне — на песочный "лист". Это стимулирует бессознательные процессы, направленные на активизацию потенциальных личностных структур.

Публикации по теме:

«Сказкотерапия в работе воспитателя» «Сказкотерапия в работе воспитателя» Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это.

Сказкотерапия. Из опыта работыСказкотерапия. Из опыта работы Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Прописи
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сказкотерапия. Куклотерапия. Песочная терапия.
Опубликовано: 4 марта 2014 в 22:08
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...