МААМ-картинки

Сказкотерапия с песочной терапией

Юлия Данильченко
Сказкотерапия с песочной терапией

Не для кого не секрет, что за последнее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Такие нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности и, как следствие, приводят к не успешности в жизни, а то и к более тяжелым последствиям.

Публикация «Сказкотерапия с песочной терапией» размещена в разделах

Складывающаяся ситуация заставляет нас специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке новых, нетрадиционных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Мои наблюдения показали, что добиться положительного результата в работе с детьми-логопатами можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В моей работе таким методом стала – сказка, но не просто сказка, а сказка песочная. Но обо всем по порядку…

(Термин вывести на слайд)

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Все вы слышали о таком виде арт-терапии как терапия сказкой или «сказкотерапия». Сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.

Мы знаем, что дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи разной степени, включение элементов сказкотерапии позволяет решать такие задачи как:

Коррекционно-образовательные: т. е. развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности :

* речевой статус детей (общее недоразвитие сочинять свои).

Коррекционно-воспитательные: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно нужно учитывать следующие особенности:

* речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);

* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей привносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки :

* лучше использовать простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т. д.

* сюжет сказки должен быть интересным (или делать его интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

* возможное использование элементов сюжета, сказочных героев, а не сказки целиком;

Кроме того, в каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

А теперь поговорим о сказке с песком или сказке из песка. Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребёнку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционно- развивающие и обучающие занятия. Использование песка помогает ребенку выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие.

Я считаю, что игры с песком через сказку, для детей с нарушениями речи, являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Во-первых, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика).

Логопедические задачи, которые решаются при использовании песка:

1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;

3. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;

4. Развивать мелкую моторику рук;

5. Автоматизировать нарушенные звуки;

6. Развивать диафрагмальное дыхание;

7. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

8. Развивать фонематический слух и восприятие;

9. Изучать буквы, обучать грамоте.

10. Обогащать и активизировать словарь родного языка;

11. Формировать лексико-грамматические категории языка;

12. Развивать связную речь.

А теперь, я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице через сказку.

Артикуляционная гимнастика

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.

Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.

Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Игры и упражнения на развитие дыхания

«Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке.

«На встречу к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной, плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой

Игры и упражнения на автоматизацию звука.

Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.

Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку

Игры и упражнения на развитие связной речи.

«Найди и опиши игрушку» - ребенок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

«Покажи сказку» - ребенок составляет рассказ по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Подведение итогов:

Мой опыт использования таких не типичных для логопеда способов коррекции речи как пескотерапия и терапия сказкой в коррекционно-образовательной работе показывает как правило, хороший результат. Эти техники вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребенка индивидуально. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, т. к. на них нет места монотонности и скуке. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации звуков, они более раскрепощены в общении, лучше социально адаптированы, а значит будут более успешны в жизни.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия «Организация деятельности ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».Одной из.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия с песочной терапией
Опубликовано: 24 мая 2022 в 22:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД