МАРИЯ СОЛОМАХИНА
Слушаем сказку «Курочка Ряба». Развивающее занятие для детей 3–4 года
Цели занятия
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?».
Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо, прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет) ; совершенствовать мелкую моторику — формировать пинцетный захват; развивать дыхание — формировать длительный и целенаправленный выдох.
Публикация «Слушаем сказку „Курочка Ряба“, Развивающее занятие для детей 3–4 года» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Развивающие — развивать зрительное внимание; развивать способность вслушиваться в речь другого человека.
Материал:
— шапочка курочки;
— ширма;
— фигурки — персонажи сказки из настольного кукольного театра;
— карточки с изображенными героями сказки — дед, баба, курочка Ряба, мышка, яйцо простое, яйцо золотое;
— две карточки с точками (или кружочками) : на первой - одна точка, на второй — много точек;
— две мисочки: одна с фасолью, другая с горохом;
— миска-кормушка для курочки;
— игрушка курочка;
— корзинка.
Ход занятия
1. Организационный момент. Надеть шапочку курочки.
Воспитатель: «Здравствуйте, дети. Я — курочка. Я пришла к вам в гости. Я хочу отвести вас на полянку сказок и рассказать вам одну очень интересную сказку!»
Предлагаю детям встать за «курочкой» и пойти за ней на сказочную полянку (ковер в групповой комнате). Подвожу детей к ковру-полянке и предлагаю им сесть и устроиться поудобнее.
На стол ставлю ширму и предлагаю детям внимательно послушать сказку.
2. Рассказывание сказки.
По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляю на стол всех действующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра. Предлагаю детям посмотреть на фигурки и рассказать о том, кто пришел к ним в гости (дед, баба, курочка Ряба, мышка). Предложите выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.
3. Динамическая пауза. "Мышка"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
4. Запомни и расскажи.
Выкладываю на столе перед детьми цветные картинки с изображением персонажей сказки. Задаю вопросы по содержанию сказки и предлагаю выбрать персонаж, необходимый для ответа.
Воспитатель: У кого жила курочка Ряба?
Ребенок: Курочка жила у деда и бабы.
Воспитатель: Что снесла курочка Ряба?
Ребенок: Курочка Ряба снесла яичко.
Воспитатель: Какое яичко снесла курочка?
Ребенок: Курочка снесла не простое яичко, а золотое.
Воспитатель: Что делал дед?
Ребенок: Дед бил, бил, но не разбил яйцо.
Воспитатель: Что делала баба?
Ребенок: Баба била, била, но не разбила яйцо.
Воспитатель: Кто же разбил яйцо?
Ребенок: Мышка разбила яйцо.
Воспитатель: Как мышка разбила яйцо?
Ребенок: Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось.
Если задание вызывает у детей затруднение, выставляю одновременно с картинками персонажей настольного театра и произношу их название вместе с ребенком. Если речь ребенка развита еще недостаточно, предлагаю ему просто показывать те картинки, на которых изображены названные мною герои сказки.
5. Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять».
Текст сказки Двигательные комментарии
Жили были дед Двумя руками дети описывают от подбородка сверху вниз воображаемую бороду.
И баба. Двумя руками дети изображают, как покрывают на голову платочек и завязывают под подбородком его края.
И была у них курочка Ряба. Дети стучат указательным пальцем по столу.
Снесла курочка яичко, Пальцы правой руки округляются, соединив подушечки.
Да не простое,а золотое. Левая рука охватывает «яичко» поверху, разведя пальцы.
Дед бил, бил - Левая рука «стучит» кулачком по «яичку»
не разбил. Руки разводят в стороны.
Баба била, била - Снова левая рука «стучит» кулаком по «яичку».
не разбила. Руки разводятся в стороны.
Мышка бежала, Правая рука сжимает пальцы в кулачок, выставляя мизинец – хвостик. Левая рука пробегает всеми пальцами по столу.
Хвостиком махнула, - Кулачок правой руки машет хвостиком – мизинцем.
Яичко упало и разбилось! - Руки делают взмах вверх - «всплеск».
Дед плачет, Обе ладони закрывают лицо.
Баба плачет, Руки на миг отходят от лица, затем вновь его закрывают.
А курочка кудахчет :
- Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. Пальцы, собранные в щепотку, стучат по столу.
6. Аппликация «Домик для курочки»
7. Дидактическая игра «Окошечки»
Кто же там спрятался?
— Как называются эти фигуры?
— Сколько квадратов?
— Они по размеру одинаковые?
— Кто же мог спрятаться за этими квадратами-окошками?
— Кто там?
— Кто здесь?
— Какие добрые слова мы можем сказать о деде, о бабке?
— Давайте посмотрим, кто мог спрятаться за этим большим кругом?
— Кто это?
— А за маленьким кругом что?
8. Развитие мелкой моторики. Предлагаю детям вспомнить и рассказать о том, что любит есть курочка (фасоль, горох, зернышки, червячков) .
Предлагаю покормить курочку. Ставлю перед каждым ребенком мисочку с фасолью, горохом или вырезанными из бумаги червячками. Спрашиваю каждого ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предлагаю сложить угощения для курочки в миску-кормушку.
Показываю, как можно перекладывать угощение - брать указательным и большим пальцами ведущей руки по одной фасолине и перекладывать угощение из мисочки в кормушку. Тем самым показываю ребенку способ пинцетного захвата.
Если у некоторых детей недостаточно хорошо развита мелкая моторика, предлагаю им угостить курочку фасолью. Если же у детей мелкая моторика развита лучше, то предлагаю детям угостить курочку более мелким угощением — горошинами.
Предлагаю детям взять из корзинки по заводной курочке. Прошу ключиком завести курочку и поставить ее около кормушки. Читаю рифмовку:
Вышла курочка гулять и горошка поклевать. - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!
9. Песенка «Вышла курочка гулять»
Воспитатель: Что делает курочка?
Дети: Клюет зернышки.
Воспитатель: «Сколько зернышек в кормушке?»
Дети: Много.
Если ребенок не владеет активной речью, кладу перед ним две карточки с точками (на одной — одна точка, на другой — много точек). Предлагаю ребенку взять ту карточку, на которой количество точек совпадает с количеством фасоли в кормушке (один — много) .
10. Игра на память «Кого не стало?»
11. Рефлексия.
Воспитатель: Ребятки, покажите, какое яичко снесла курочка?
Дети: показывают ручками.
Воспитатель: А как курочка кудахчет?
Дети: Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Воспитатель: А как дед с бабой били, били – не разбили яичко?
Дети: Дети имитируют, кулачком правой руки ударяют по ладошке левой руки.
Воспитатель: А как плакали дед и баба, покажите?
Дети: «а-а-а, ой-ой-ой»
Воспитатель: какие вы сегодня молодцы: и сказочку послушали, и в мышек поиграли, а за это вам курочка Ряба принесла угощение.
(детям раздаются угощения) .