МААМ-картинки

Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

Анна Банакова
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

I.Значение слушания музыки.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоц-го воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Более того, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Публикация «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дети приобщаются к муз. искусству в процессе различных видов муз. Деятельности:

-восприятие

-исполнительство

-творчество

-муз. образовательной деятельности.

Первым звеном в системе муз. воспит является слушание музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки у детей формируется любовь к музыке, потребность в ней. Для формирования эстет восприятия музыки важно не только понимать ее содержание, но и различать средства выразительности.

Работа по приобщению слушания музыки способствует тому, что дети начинают чувствовать т осознавать хар-р музыки, настроение выражаемое в ней, а затем уже выражают эти настроения в своей исполнительской и творческой деятельности.

Слушая муз. произведение дети знакомятся с более сложными, разнообразными муз. произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это способствует обогащению их муз. опыта, развивает интерес к музыке, расширяет муз кругозор, повышает муз восприимчивость детей, их эмоц. отзывчивость, воспитывает муз. вкус; развивает умственные способности, нравств. качества – происходит всестороннее развитие личности ребенка.

II.Задачи по слушанию :

Осн. задача – формирование основ муз. культуры. Эта задача осущ-ся с помощью след-х:

1. Знакомить детей с худ. доступными их восприятию образцам соврем, класс, народ музыки.

2. Развивать муз. восприимч-ть детей, способность эмоц. откликаться на чувства выраж. в музыке.

3. Различать муз. образы (обобщенный образ идеи произведения).

4. Дать детям перврнач-е сведения о музыке, подводить их к запоминанию муз. произв, различению их содержания, хар-ра средств муз выразит, формировать оценочные отношения (подг. гр)

Все задачи видоизменяются и усложняются в каждой возрастной группе.

Содержание в программе:

С. п включает 3 осн. направления:

1. Ознакомление с муз произведение, их запоминанием, накопление муз впечптлений.

2. привитие навыков культуры слушания музыки

3. Формирование муз вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений перврначальных сведений о музыке.

В Программу по слушанию входят произведения, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке; усложняются и выразительные средства.

В основе слушания лежат три взаимосвязанные темы.

1. «Какие чувства передает музыка Детей знакомят с музыкальными жанрами, с различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Тема направляет, внимание детей на эмоциональное содержание музыки.

2.«О чем рассказывает музыка Музыка может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.

3.«Как рассказывает музыка Музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная). У него формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме (вступление, заключение, запев, припев, часть, наиболее ярких средствах выразительности.

III. Характеристика муз. репертуара.

Важными особенностями репертуара для слушания являются :

1. художественность

2. доступность

3. тематическое и жанровое разнообразие с учетом возр. возможностей.

Произведения по слушанию музыки для детей д. в – это музыка русских, зарубежных, современных композиторов, народное творчество. – это произведения преимущественно из детских альбомов написанных композиторами в разные истор эпохи

Пример: Александр Гречанинов «Бусинки», П. И Чайковский «Детск. альбом», Роберт Шуман «Альбом для юношества».

Так же входят произведения которые хорошо воспринимаются детьми в силу эмоц образного содержания музыки (Вивальди, Моцарт, Глинка).

Доступность: Эмоц. содержание должно соответствовать эмоц. опыту ребенка. В основном программная музыка : с заголовком, смыл. музыки понятен, близок по содержанию.

Для слушания используется вокальные и инструментальные произведения

Мл. д. в доступнее вокальная форма звучания. Половину произведения для слушания составляют вокальные произведения. Дети слушают контрастные по характеру произведения отражающие яркие, близкие образы. (Наша погремушка – Арсеева, Кошка – Александрова).

Ср. д. в – используется более сложный репертуар. Песни отражают явления природы (Осенняя песенка – Александрова).Значительное место занимает инструмент. музыка (Моя лошадка - Гречанинов, Бабочка – Грига).

Ст. д. в – знакомят с произведениями различных жанров передающих разнообразные чувства.

(Марш деревянных солдатиков – Чайковский; Колыбельная – Свиридова; Первая потеря – Шуман)

IV. Формы работы по слушанию музыки.

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится :

- на музыкальных занятиях

- в развлечениях

- в ходе других занятий

- как самостоятельная деятельность.

Слушание музыки может использоваться на занятиях:

- по ознакомлению с окружающим (Дети знакомятся с явлениями природы – Дождик и Радуга- Прокофьева; Холодно,холодно –Гречанинов).

- по развитию речи – музыка помогает лучше воспринять художественный образ (Рассказывание сказки – спеть песенку персонажей: Сказка о царе Салтане – слушание фрагмента Римского-Корсакова).

- по ИЗО

Прослушивание музыки можно включить в праздники, развлечения. Особой формой по слушанию являются концерты. На них знакомят с творчеством композиторов, с муз. инструмен. и жанрами.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Статья о музыке «Музыка как средство воспитания»Статья о музыке «Музыка как средство воспитания» Музыка как средство воспитания «Музыка – поистине общечеловеческий язык» К. Вебер Музыка как средство воспитания с древних времён в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 августа 2013 в 23:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД