МААМ-картинки

Социально-коммуникативное развитие дошкольников

Елена Сысоева
Социально-коммуникативное развитие дошкольников

Социально-коммуникативное развитие детей : понятие и сущностная характеристика

В истории отечественной педагогики проблема социализации личности ребенка всегда являлась актуальной.

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, Б. П. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, К. А. Альбуханова - Славская, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, А. Ф. Полис и другие.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» размещена в разделах

В своих исследованиях к этому вопросу обращались многие известные педагоги, такие, как В. С. Мухина, А. П. Петровский, изучавшие закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Многие исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики изучали этот вопрос в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей.

Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий.

В работах Г. А. Берулава, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной отмечается, что развитие личности не может происходить самостоятельно, без целенаправленного воздействия на нее. При этом они отмечают, что для развития личности ребенка необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия.

В работах современных педагогов и психологов также можно увидеть большой интерес к проблеме социального развития дошкольника по разным направлениям.

Так, Мещерякова С. Ю. раскрывает коммуникативный аспект общения детей с окружающими их взрослыми, что также является существенным для развития социальной компетентности дошкольника. В своей работе она указывает, что от того, как складываются взаимоотношения с окружающими ребенка взрослыми, во многом зависит его психическое развитие.

Т. А. Березина в своей научной статье утверждает, что характерная особенность дошкольного возраста заключается в том, что социальное развитие дошкольника воплощается в жизнь под влиянием взрослого человека, который непосредственно вводит его в социум [1, с. 111].

В своей совместной научной работе Л. Н. Галигузова и С. Ю. Мещерякова -Замогильная указывают на то, что социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста можно причислить к одной из важнейших проблем в педагогике [7, с. 118].

С. К. Бондырева считает, что общение является одной из самых главных потребностей человека, самый важный жизненный способ человека и условие его развития. Лишь только в общении и в взаимоотношениях с другими людьми человек может ощутить и осмыслить самого себя, найти свое место в обществе, социализироваться, стать социальной и полноценной личностью [4, с. 97].

Коммуникация в современном мире является деятельностью, служащей основой для всех остальных видов деятельности человека, охватывающей их и становящейся условием их благополучной реализации.

Согласно этому, проблемой социально-коммуникативного развития является воспитание ребенка во взаимодействии с окружающим его миром.

Л. В. Чернецкая в своей книге говорит о том, что эффективное общение состоит из следующих компонентов:

- желание вступать в контакт с окружающими;

- умение формировать общение - выслушивать собеседника, эмоционально сочувствовать, помогать решать конфликтные ситуации;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими людьми [32, с. 109].

В. А. Деркунская отмечает в своей статье, что одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения заключается не только в том, чтобы воспитать ребенка с установленным запасом знаний, но также самостоятельного, обладающего конкретным комплектом нравственных качеств, нужных для жизни в будущем, освоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимоотношений с людьми разного возраста [9, с. 5].

По мнению ученых, социализация - это процесс развития и становления личности, который длится на протяжении всей жизни человека. Сущностный смысл социализации можно увидеть, наблюдая процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации человека.

Задачами эффективной социализации, по мнению многих ученых, являются обучение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Соответственно, критериями и показателями эффективной социализации являются отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности, степень активности его жизненной позиции, степень сформированности социального опыта.

Социализация детей дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, направленной на освоение предметного мира и мира взаимоотношений между людьми.

Социализация детей может осуществляться как в результате влияния социальных факторов, так и в организованном педагогическом процессе. По мнению педагогов и психологов, дошкольный возраст является сензитивным для социального развития.

Значение социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста достаточно велико в современном мире, так как многие педагоги отмечают, что специфика социального окружения дошкольника часто такова, что в окружении дошкольника имеются такие проблемы, как недостаток воспитанности, доброжелательности, культуры речи.

Проблемы в данном возрастном периоде у детей появляются и усугубляются, в том числе неумением и нежеланием некоторых семей к формированию условий для гармоничной социализации ребенка, неполной преемственностью взаимосвязей между воспитанием в семье и воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система рассматривает проблемы развития ребенка и решает задачи ранней социализации детей.

Понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольников» содержится в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО, задачи социально-коммуникативного развития заключаются в следующем:

- ребенок должен осмыслить нормы и ценности, принятые в обществе, также усвоить моральные и нравственные ценности;

- педагог должен выработать у ребенка общение и взаимодействие с взрослыми и своими сверстниками;

- педагог должен сформировать у ребенка самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию своих действий;

- в дошкольном возрасте должен развиваться социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная участливость, сопереживание, стремление к совместной деятельности со своими сверстниками, воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к коллективу детей и взрослых в дошкольном учреждении;

- формирование положительных установок к всевозможным видам труда и творчества; создание базы безопасного поведения в быту, социуме, природе[30].

Согласно п. 2.6 ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие должно быть обращено на изучение норм и ценностей, установленных в обществе, в том числе этические и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; становление общественного и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие готовности к коллективной деятельности с ровесниками, развитие вежливого отношения и чувства принадлежности к собственной семье и к обществу ровесников и взрослых в компании; развитие положительных установок к разнообразным видам труда и творчества; развитие основ безопасного поведения в быту и природе [30].

Социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста считается процесс усвоения ребенком социально-культурного опыта, обязательного для его введения в систему общественных отношений в будущем.

В отечественной педагогике и психологии всестороннее развитие ребенка связано с возникновением и формированием разных типов деятельности.

Таким образом, решение задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста сконцентрировано на получении ребенком опыта в различных видах детской деятельности: игровой, исследовательской, изобразительной, предметной, познавательной, коммуникативной, конструктивной, проектной.

В своей работе далее мы подробнее остановимся на решении задач социально-коммуникативного развития в игровом взаимодействии детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Опубликовано: 23 декабря 2021 в 18:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД