Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Татьяна
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В МДОУ № 63

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 63 расположен в живописном курортном поселке Лазаревское, города Сочи, Краснодарского края.

Наше учреждение работает по нескольким направления, одно из которых является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

С 2002 года наше учреждение является локальной площадкой в данном направлении.

Я предлагаю вашему вниманию опыт работы по социально- личностному развитию детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Целью моей работы по данному направлению является показать те аспекты игровой деятельности ребенка дошкольного возраста, которые с одной стороны наиболее значимы для педагогической практики, а с другой недостаточно полно используются воспитателями в работе.

За последнее время нас педагогов тревожит тот факт, что среди дошкольников заметен рост, числа детей не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых, неэмоциональных. Все это способствует развитию процесса формирования негативных, нравственных качеств, как агрессивность, черствость, неучтивость и т. д.

Каковы причины возникновения таких явлений?

Можно выделить следующее:

• опросы родителей показали, что их тревоги по поводу образования и развития ребенка, связаны с представлениями о его будущем. Они считают, что их детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации и менее гуманном, основанном на борьбе за выживаемость. Такая позиция взрослых приводит к недооценке дошкольного детства, как особой поры радости;

• в дошкольных учреждениях так же большое внимание уделялось познавательному развитию детей. Однако, предназначение дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, сколько становление свойств его личности: самооценки, развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

Встает вопрос, как преодолеть все эти трудности возникшие у детей?

Как организовать педагогическую деятельность по устранению имеющихся недостатков.

Есть только один выход из этого положения, установить с детьми теплые, доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к их детским заботам, одновременно ориентируя их на проблемы других людей и проявлять заботу об их эмоциональном благополучии.

Естественно, такие отношения могут складываться в основной детской деятельности – игровой.

Проектируя свою работу по эмоциональному развитию детей и формированию нравственных качеств, я выделила следующие задачи:

• эмоционально «вживаться», врастать в сложный мир взрослых людей;

• переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;

развивать умение оценивать поступки и чувства людей в игровой деятельности, находить с помощью воспитателя и самостоятельно пути справедливого и гуманного разрешения проблем;

• формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения.

Для решения задач возникла необходимость создания определенных условий.

Это прежде всего:

• спокойная доброжелательная обстановка в группе, нацеленная на взаимопонимание между взрослыми и детьми;

• соответствующая организация игровой деятельности. По–нашему мнению, только разумная организация поможет педагогическому коллективу выбирать наилучшие направления, содержания, методы, приемы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Не менее важным условием является среда (игровое пространство).

При её проектировании я учитывала:

возрастные особенности детей;

• особенности эмоционально-личностного развития ребёнка;

• интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательности, творческие особенности;

возрастные поло-ролевые особенности.

Кроме того, продуманность места для создания игрового пространства, эстетика его оформления и содержания игрового материала.

Организуя работу по реализации поставленных задач, я большое значение отводила играм-тренингам, которые направлены на эмоциональное развитие детей, способствуют снятию негативных эмоций выражающих тревожность, страхи и т. д.

Кроме того, в этих играх дети знакомятся с базовыми, эмоциональными состояниями, учатся их узнавать как в себе, так и в других людях и выражать свои чувства во взаимоотношениях между детьми.

Игры – тренинги проводятся в детском саду с детьми с младшего возраста педагогом–психологом, который руководствуется практическими пособиями Зинович-Евстигнеева «Сказка – терапия», В. В. Ветрова «Уроки психологического здоровья» и др. В основу проводимых игр типа «Объятья», «Подружись», «Друзья», берётся узнавание эмоций и их переживание, а так же игры, направленные на развитие добрых, дружеских отношений друг с другом. Это помогает детям в дальнейшем в любой деятельности, в т. ч. игровой, правильно строить взаимоотношения как с детьми, так и со взрослыми.

Учитывая, что игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, я, моделируя свою работу по направлению, выделила некоторые из них, которые на мой взгляд имеют более плодотворную почву в решении поставленных мною задач по развитию эмоций и нравственных качеств.

Это театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

В данной работе я использовала технологии разработанные Коротковой, Михайленко, С. Новосёловой, А. И. Сорокиной, а так же в последнее время программу, разработанную Р. Стеркиной, О. Князевой

«Я, ты, мы», направленную на социально-эмоцианальное развитие детей дошкольного возраста. Так как её основная идея состоит в том, чтобы сделать ребёнка активным субъектом, эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, в т. ч. игровой. То и задачи перекликаются с нашими задачами по выбранному мной направлению.

Итак, почему театрализованные игры? Не зря дети называют их радостными. Они в первую очередь вызывают положительные эмоции. Можно утверждать, что театрализованные игры являются источником развития чувств. Глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовым ценностям. Важно отметить, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, а главное развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место.

Каждое литературное произведение, которое ребенок обыгрывает, имеет всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность и т. д.). Любимые герои становятся образами для подражания. Учитывая педагогическую ценность театрализованных игр, мы широко используем их в своей работе, как в свободной деятельности, так и в организационной, начиная с младшего возраста, используя методику Сорокиной «Театрализованные игры в детском саду».

Для этого в уголках по театрализованной деятельности мною, совместно с родителями изготовлены разные виды театра. В настоящее время ведется работа по разработке театрализованных игр, к программе «Москвичок» Л. В. Куцаковой.

То, что использование театрализованных игр в эмоциональном развитии детей имеют особое значение указывают разыгрываемые спектакли. Если в младшем возрасте эмоционально обыгрывают 30%, то в старшем 70-80%, кроме того, дети старшего возраста самостоятельно распределяют роли, учитывая нравственные качества детей – это говорит о том, что у детей сформировались навыки эмоционального обыгрывания ролей, они почти профессионально изображают печаль. Радость, обиду, а также и др.

Следующий вид игровой деятельности, который я выделила для работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – это дидактические игры, которые направлены как на обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях людей, так и на нравственные переживания, систематизируя дидактические игры по направлению нашей работы, мы обозначили их как «Мир эмоций, мир отношений».

Содержание этих игр помогают ребёнку проникнуть в мир переживаний, умение жить с людьми, чувствовать другого человека, разделить с ним радость, помочь беде.

Реализуя содержание игр, игровые задачи, используя игровые действия, педагог учит детей общению, жизни в коллективе сверстников, среди людей. В игре воспитатель создаёт ситуацию, обращенную к разуму, сердцу ребёнка, создаёт «модель поведения» и через образ героя, с кого брать пример. Это такие игры «Встреча с добрыми, хорошими людьми», «Мы друзья – товарищи», «Путешествия по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» и др. К каждой из подобранных игр изготовлен дидактический материал педагогами, проявляя при этом своё творчество, поэтому многие пособия неординарны, они вызывают интерес у детей и положительные эмоции.

Не менее важное, значение в решении поставленных задач играют сюжетно-ролевые игры. Эти игры, как никакие, дают возможность детям более раскрывать свои чувства, нравственные качества, общение друг с другом и сотрудничество, умение воспринимать чужие ситуации как свои. Способность чувствовать, понимать другого.

В этом виде деятельности главным является:

1. Отношение воспитателя к детям и его роль в игре.

2. Формирование окружающей среды.

3. Проведение игры.

Направляя работу на эмоционально-нравственное развитие через этот вид игры, отношение воспитателя к детям и его роль к играющим должны строиться в следующем направлении:

• создание эмоционально-благоприятных условий для её проявления;

• проявление уважительного отношения к играющим;

• позволение ребёнку выражать свои чувства, реализовать свои паны;

• создание условий для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;

• углублять и расширять общественные интересы ребят, их нравственных направлений, чувств.

Руководя игрой, нацеливать детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.

Важным моментом в организации любой сюжетно- ролевой игры являются следующие этапы:

I подготовительный этап - планируется вид деятельности и составляется план мероприятий, учитывая важность этого момента. Творческой группой педагогов нашего учреждения были составлены перспективные планы сюжетно- ролевых игр для детей (от 2 до 7 лет) и разработаны мероприятия по подготовке к определенному сюжету игр с учетом развития дружеских взаимоотношений у детей, где большое внимание уделялось чтению произведений на нравственные темы, этическим беседам, дидактическим играм, игровым ситуациям, театрализованным играм.

II этап - собственная игра; руководство игрой с целью активизации основ нравственных норм нами разработан ряд проектов сюжетно – ролевых игр по тематике выбранной детьми и педагогами (материал прилагается).

Много игр на современные темы типа: «Спасатели», «Супермаркет», «Первобытные люди», «Путешествия» и т. д.

Как показала практика, игры с такой тематикой захватывают детей и на некоторое время переносятся ими в условие семьи. Это важный момент в совместной работой с семьей.

Руководя игрой, в каждой из возрастных групп педагог активизирует и совершенствует нравственный опыт дошкольников. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.

Понимая, что работа, которую я веду с детьми, будет не полноценной без участия в ней семьи, которая, как известно – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение, его эмоциональный тыл. Я старалась заинтересовать и привлечь их к совместной работе. И это мне удалось. Совместно с родителями была организована среда для игровой деятельности: изготовлены макеты домов, мягких игрушек и другие пособия. Проводились тематические вечера: «Любимые сказки», «Театральные встречи», круглые столы на тему «Что такое эмоциональный комфорт» и др.

Такая совместная работа педагогов и родителей способствует полноценному решению поставленных нами задач.

Подводя итоги, необходимо отметить: «Воспитание – самое тонкое душевное прикосновение человек к человеку, и если мы хотим, чтобы ребёнок вырос настоящим гражданином, умеющим быть добрым и непреклонным, ласковым и строгим, любящим и непримиримым к злу, мы должны прикасаться к нему сердечно».

Публикации по теме:

Центр игровой поддержки ребенка в ДОУЦентр игровой поддержки ребенка в ДОУ ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА ЦИПР – это новая форма помощи семье, где ребенок в семье, но включается в единое образовательное.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 00:06
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...