Получи документы

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Татьяна
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В МДОУ № 63

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 63 расположен в живописном курортном поселке Лазаревское, города Сочи, Краснодарского края.

Наше учреждение работает по нескольким направления, одно из которых является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Публикация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах

С 2002 года наше учреждение является локальной площадкой в данном направлении.

Я предлагаю вашему вниманию опыт работы по социально- личностному развитию детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Целью моей работы по данному направлению является показать те аспекты игровой деятельности ребенка дошкольного возраста, которые с одной стороны наиболее значимы для педагогической практики, а с другой недостаточно полно используются воспитателями в работе.

За последнее время нас педагогов тревожит тот факт, что среди дошкольников заметен рост, числа детей не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых, неэмоциональных. Все это способствует развитию процесса формирования негативных, нравственных качеств, как агрессивность, черствость, неучтивость и т. д.

Каковы причины возникновения таких явлений?

Можно выделить следующее:

• опросы родителей показали, что их тревоги по поводу образования и развития ребенка, связаны с представлениями о его будущем. Они считают, что их детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации и менее гуманном, основанном на борьбе за выживаемость. Такая позиция взрослых приводит к недооценке дошкольного детства, как особой поры радости;

• в дошкольных учреждениях так же большое внимание уделялось познавательному развитию детей. Однако, предназначение дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, сколько становление свойств его личности: самооценки, развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

Встает вопрос, как преодолеть все эти трудности возникшие у детей?

Как организовать педагогическую деятельность по устранению имеющихся недостатков.

Есть только один выход из этого положения, установить с детьми теплые, доверительные отношения, проявить неподдельный интерес к их детским заботам, одновременно ориентируя их на проблемы других людей и проявлять заботу об их эмоциональном благополучии.

Естественно, такие отношения могут складываться в основной детской деятельности – игровой.

Проектируя свою работу по эмоциональному развитию детей и формированию нравственных качеств, я выделила следующие задачи:

• эмоционально «вживаться», врастать в сложный мир взрослых людей;

• переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;

развивать умение оценивать поступки и чувства людей в игровой деятельности, находить с помощью воспитателя и самостоятельно пути справедливого и гуманного разрешения проблем;

• формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения.

Для решения задач возникла необходимость создания определенных условий.

Это прежде всего:

• спокойная доброжелательная обстановка в группе, нацеленная на взаимопонимание между взрослыми и детьми;

• соответствующая организация игровой деятельности. По–нашему мнению, только разумная организация поможет педагогическому коллективу выбирать наилучшие направления, содержания, методы, приемы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Не менее важным условием является среда (игровое пространство).

При её проектировании я учитывала:

возрастные особенности детей;

• особенности эмоционально-личностного развития ребёнка;

• интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательности, творческие особенности;

возрастные поло-ролевые особенности.

Кроме того, продуманность места для создания игрового пространства, эстетика его оформления и содержания игрового материала.

Организуя работу по реализации поставленных задач, я большое значение отводила играм-тренингам, которые направлены на эмоциональное развитие детей, способствуют снятию негативных эмоций выражающих тревожность, страхи и т. д.

Кроме того, в этих играх дети знакомятся с базовыми, эмоциональными состояниями, учатся их узнавать как в себе, так и в других людях и выражать свои чувства во взаимоотношениях между детьми.

Игры – тренинги проводятся в детском саду с детьми с младшего возраста педагогом–психологом, который руководствуется практическими пособиями Зинович-Евстигнеева «Сказка – терапия», В. В. Ветрова «Уроки психологического здоровья» и др. В основу проводимых игр типа «Объятья», «Подружись», «Друзья», берётся узнавание эмоций и их переживание, а так же игры, направленные на развитие добрых, дружеских отношений друг с другом. Это помогает детям в дальнейшем в любой деятельности, в т. ч. игровой, правильно строить взаимоотношения как с детьми, так и со взрослыми.

Учитывая, что игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, я, моделируя свою работу по направлению, выделила некоторые из них, которые на мой взгляд имеют более плодотворную почву в решении поставленных мною задач по развитию эмоций и нравственных качеств.

Это театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

В данной работе я использовала технологии разработанные Коротковой, Михайленко, С. Новосёловой, А. И. Сорокиной, а так же в последнее время программу, разработанную Р. Стеркиной, О. Князевой

«Я, ты, мы», направленную на социально-эмоцианальное развитие детей дошкольного возраста. Так как её основная идея состоит в том, чтобы сделать ребёнка активным субъектом, эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, в т. ч. игровой. То и задачи перекликаются с нашими задачами по выбранному мной направлению.

Итак, почему театрализованные игры? Не зря дети называют их радостными. Они в первую очередь вызывают положительные эмоции. Можно утверждать, что театрализованные игры являются источником развития чувств. Глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовым ценностям. Важно отметить, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, а главное развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место.

Каждое литературное произведение, которое ребенок обыгрывает, имеет всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность и т. д.). Любимые герои становятся образами для подражания. Учитывая педагогическую ценность театрализованных игр, мы широко используем их в своей работе, как в свободной деятельности, так и в организационной, начиная с младшего возраста, используя методику Сорокиной «Театрализованные игры в детском саду».

Для этого в уголках по театрализованной деятельности мною, совместно с родителями изготовлены разные виды театра. В настоящее время ведется работа по разработке театрализованных игр, к программе «Москвичок» Л. В. Куцаковой.

То, что использование театрализованных игр в эмоциональном развитии детей имеют особое значение указывают разыгрываемые спектакли. Если в младшем возрасте эмоционально обыгрывают 30%, то в старшем 70-80%, кроме того, дети старшего возраста самостоятельно распределяют роли, учитывая нравственные качества детей – это говорит о том, что у детей сформировались навыки эмоционального обыгрывания ролей, они почти профессионально изображают печаль. Радость, обиду, а также и др.

Следующий вид игровой деятельности, который я выделила для работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – это дидактические игры, которые направлены как на обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях людей, так и на нравственные переживания, систематизируя дидактические игры по направлению нашей работы, мы обозначили их как «Мир эмоций, мир отношений».

Содержание этих игр помогают ребёнку проникнуть в мир переживаний, умение жить с людьми, чувствовать другого человека, разделить с ним радость, помочь беде.

Реализуя содержание игр, игровые задачи, используя игровые действия, педагог учит детей общению, жизни в коллективе сверстников, среди людей. В игре воспитатель создаёт ситуацию, обращенную к разуму, сердцу ребёнка, создаёт «модель поведения» и через образ героя, с кого брать пример. Это такие игры «Встреча с добрыми, хорошими людьми», «Мы друзья – товарищи», «Путешествия по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» и др. К каждой из подобранных игр изготовлен дидактический материал педагогами, проявляя при этом своё творчество, поэтому многие пособия неординарны, они вызывают интерес у детей и положительные эмоции.

Не менее важное, значение в решении поставленных задач играют сюжетно-ролевые игры. Эти игры, как никакие, дают возможность детям более раскрывать свои чувства, нравственные качества, общение друг с другом и сотрудничество, умение воспринимать чужие ситуации как свои. Способность чувствовать, понимать другого.

В этом виде деятельности главным является :

1. Отношение воспитателя к детям и его роль в игре.

2. Формирование окружающей среды.

3. Проведение игры.

Направляя работу на эмоционально-нравственное развитие через этот вид игры, отношение воспитателя к детям и его роль к играющим должны строиться в следующем направлении:

• создание эмоционально-благоприятных условий для её проявления;

• проявление уважительного отношения к играющим;

• позволение ребёнку выражать свои чувства, реализовать свои паны;

• создание условий для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;

• углублять и расширять общественные интересы ребят, их нравственных направлений, чувств.

Руководя игрой, нацеливать детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.

Важным моментом в организации любой сюжетно- ролевой игры являются следующие этапы:

I подготовительный этап - планируется вид деятельности и составляется план мероприятий, учитывая важность этого момента. Творческой группой педагогов нашего учреждения были составлены перспективные планы сюжетно- ролевых игр для детей (от 2 до 7 лет) и разработаны мероприятия по подготовке к определенному сюжету игр с учетом развития дружеских взаимоотношений у детей, где большое внимание уделялось чтению произведений на нравственные темы, этическим беседам, дидактическим играм, игровым ситуациям, театрализованным играм.

II этап - собственная игра; руководство игрой с целью активизации основ нравственных норм нами разработан ряд проектов сюжетно – ролевых игр по тематике выбранной детьми и педагогами (материал прилагается).

Много игр на современные темы типа: «Спасатели», «Супермаркет», «Первобытные люди», «Путешествия» и т. д.

Как показала практика, игры с такой тематикой захватывают детей и на некоторое время переносятся ими в условие семьи. Это важный момент в совместной работой с семьей.

Руководя игрой, в каждой из возрастных групп педагог активизирует и совершенствует нравственный опыт дошкольников. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.

Понимая, что работа, которую я веду с детьми, будет не полноценной без участия в ней семьи, которая, как известно – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение, его эмоциональный тыл. Я старалась заинтересовать и привлечь их к совместной работе. И это мне удалось. Совместно с родителями была организована среда для игровой деятельности : изготовлены макеты домов, мягких игрушек и другие пособия. Проводились тематические вечера: «Любимые сказки», «Театральные встречи», круглые столы на тему «Что такое эмоциональный комфорт» и др.

Такая совместная работа педагогов и родителей способствует полноценному решению поставленных нами задач.

Подводя итоги, необходимо отметить: «Воспитание – самое тонкое душевное прикосновение человек к человеку, и если мы хотим, чтобы ребёнок вырос настоящим гражданином, умеющим быть добрым и непреклонным, ласковым и строгим, любящим и непримиримым к злу, мы должны прикасаться к нему сердечно».

Публикации по теме:

Центр игровой поддержки ребенка в ДОУЦентр игровой поддержки ребенка в ДОУ ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА ЦИПР – это новая форма помощи семье, где ребенок в семье, но включается в единое образовательное.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 00:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД