МААМ-картинки

Совместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению старших дошкольников с традициями и бытом русского народа.

Марина Пузанова
Совместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению старших дошкольников с традициями и бытом русского народа.

В последние годы в дошкольных учреждения заметно активизировалась работа по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению старших дошкольников с традициями и бытом русского народа,» размещена в разделах

Изучив особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о традициях и быте русского народа, выявив знания детей, нами была начата работа по ознакомлению с традициями и бытом русского народа.

Цель: разработать и реализовать проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями и бытом русского народа, используя при этом различные виды деятельности.

Задачи:

• расширить знания детей в области устного народного творчества, путем ознакомления с русскими народными сказками, пословицами и поговорками;

познакомить детей с разновидностями русских народных кукол, объяснить их предназначение;

• дать более широкое представление о русских народных праздниках, их атрибутике и традициях празднования;

• показать детям устройство русской избы и предметы быта русского народа;

• повысить уровень сформированности знаний детей о видах и родах занятий русского народа.

Работа строилась в соответствии с заданными в проекте направлениями. Так, в соответствии с направлением «Устное народное творчество» детям читались русские народные сказки «Лиса и кувшин», «Золотое веретено», «Снегурочка» и др., в которых отражены традиции и быт русского народа. Дети с интересом слушали сказки, участвовали в драматизации и в разыгрывании сюжетов некоторых сказок. Так, например на занятии: Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин» дети знакомились с трудом русских людей жатвой и предметом обихода кувшином. Дети были активны. С удовольствием отгадывали загадки о снопе, серпе, колосе. Самостоятельно пересказывали сказку. Также на занятиях и в повседневной жизни знакомили детей с пословицами и поговорками, отражающими традиции, быт и труд русских людей : «Не бравшись за топор, избы не срубишь», «Землю пашут, руками не машут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Что посеешь, то и пожнешь». Дети давали толкование основного их смысла, проверяли друг друга на знание поговорок и пословиц.

Исследования показали очень низкие знания детей о народных куклах, поэтому мы уделили большое внимание направлению «Традиционные народные куклы». На занятиях мы знакомили детей с игровыми, обрядовыми, обереговыми, подарочными и театральными куклами, раскрывали смысл и назначение этих кукол, обогащали знания детей об особенностях внешнего вида и способов их изготовления. Так, на занятии «Ах, это куколка соломенная» состоялось знакомство детей с куклой-стригушкой. Дети были вовлечены в продуктивную деятельность, активно участвовали в совместной беседе, с радостью придумывали рассказы о своих куклах.

Работая по направлению «Русские народные праздники» мы знакомили детей с такими праздниками как: «Рождество», «Новый год», «Масленица», «Пасха». Принимая участие в этих праздниках, дети узнавали о традициях и обрядах. Если спросить их, что они знают об этих праздниках, то например, о Масленице они говорят: «Это праздник со скоморохами, хороводами, сжиганием чучела».

На занятии по изобразительному искусству «Пасхальные яйца» дети с удовольствием участвовали в творческом процессе, играли в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони».

На занятии «Пришла коляда накануне Рождества» дети принимали участие в беседе о празднике Рождества, ходили по группам ряженые и участвовали в разыгрывании сценок колядования, принимали угощения. От проведенных праздников дети не только получили всплеск положительных эмоций, но и смоги осмыслить назначение каждого праздника.

В соответствии с направлением «Устройство русской избы» дети познакомились с устройством русской избы и предметами быта. Так, на занятии «Русская изба» дети узнали, что такое Красный угол, рассмотрели устройство печи, закрепили названия предметов быта. Дети рассказывали пословицы и поговорки, активно отгадывали загадки о предметах быта, водили хороводы, играли.

Для активизации и систематизации знаний детей посетили музей народной культуры, где дети увидели предметы быта, орудия труда.

Также было разработано и реализовано направление, отражающее традиции и быт русского народа «Чем занимались люди на Руси». Например, на занятии «Откуда хлеб пришёл» познакомили детей с основным занятием русских людей – земледелием, видами полевых работ. Дети с удовольствием рассказывали пословицы и поговорки о хлебе, были вовлечены в совместную творческую деятельность.

На занятии «Семейные традиции на Руси» познакомили детей с традицией ухода и воспитания ребёнка в первый день его жизни. Ребята были увлечены, пели колыбельные песни, изготавливали оберег для младенца.

На семейных посиделках «У самовара» мы познакомили родителей и детей с чайными обычаями и традициями наших предков. Дети были эмоциональны и оживлены, активно участвовали в различных играх, пели народные песни, ярко и эмоционально исполняли частушки. С большим удовольствием играли, водили хороводы и танцевали. На лицах дошкольников и родителей было много радости и счастья от происходящего.

Таким образом, благодаря такой систематической и планомерной работе дети стали проявлять неподдельный интерес к традициям и быту русского народа. Их знания и умения стали расширяться за счёт постоянных проводимых форм работы. Всё это способствует сохранению народных традиций, и как бы «протягиваются нити» к тому великому и вечному, имя которому - народ. А поддерживающий интерес к традициям и быту русского народа обеспечивает развитие духовной культуры, формирует основы этики и морали.

Определились и дальнейшие задачи и перспективы работы по ознакомлению детей с традициями и бытом русского народа :

• продолжать знакомить детей с культурой, бытом и жизнью своего народа через все виды художественного творчества: музыкальное, изобразительное и художественно-речевое на основе устного и музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства, а также через ознакомление с народным костюмом и предметами народного быта;

• продолжать приобщать детей к устному народному творчеству : уметь определять и понимать смысл и особенность, иронию и лукавство потешек, поговорок, считалок и т. д. Учить определять виды русских народных сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Формировать представление о структуре сказки, типичных персонажах. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи;

• продолжать развивать у детей интерес к русским народным играм через спортивные развлечения, состязания.

Таким образом, опыт подтвердил, что повышение уровня знаний самих педагогов о традициях и быте русского народа; создание целесообразной развивающей среды, способствующей развитию представлений детей о традициях русского народа, его быте и видах деятельности; использование разнообразных эффективных форм и методов работы при конструировании целостного педагогического процесса в ДОУ будут способствовать успешному формированию интереса к традициям и быту русского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : программа разработки занятий и мероприятий / В. П. Ватаман, Волгоград: Учитель,-2008.-181с.

2. Картушина, М. Ю. Народные праздники в детском саду [Текст] / М. Ю. Картушина. М. : Сфера,-2007.-320с.

3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : Программа. Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс. -1999.-340с.

4. Листова, Т. А. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей [Текст] : Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: итоги этнографических исследований / Т. А. Листова. М. : Наука, 2001.- 35-52с.

5. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду [Текст] : Методические рекомендации/ Л. А. Лялина. М. : Сфера, 2008.-96с.

6. Поддубская Л. Р. Этикет от А до Я. [Текст]/ Л. Р. Поддубская. -М. : Народное образование,-2003.-256с.

7. Руднев, А. В. Русский народ, его обычаи [Текст] / А. В. Руднев. М,-2001.-198с.

8. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / Владимирский областной институт усовершенствования учителей – Владимир,-1995.-184с.

9. Филатова, Л. В. Представления дошкольников о патриотизме [Текст] / Л. В. Филатова. // Современное дошкольное образование,-2007.-№1.-с. 77-81.

10. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. М. : ВАКО, 2006.-160с.

Публикации по теме:

Формирование интереса к духовному наследию русского народа у дошкольников посредством ознакомления с традициями Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним.

План мероприятий с детьми по ознакомлению с традициями, обычаями адыгского и русского народов Разработчик: Думанишева Жанна Рашидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» Цель: - формировать у детей.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа «Одежда русичей» Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Задачи: Образовательные: расширять представления детей об истории.

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой родного народа «Жизнь наших предков» Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с жизнью.

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Тема: «В гостях у Пелагеюшки» Интеграция:.

Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с культурой и традициями родного края План воспитательно–образовательной работы по ознакомлению детей старшего возраста с культурой и традициями родного края Глазкова Л. В. Старший.

Новый подход к ознакомлению старших дошкольников с книгой на основе культурного наследия русского народа «Новый подход к ознакомлению старших дошкольников с книгой на основе культурного наследия русского народа"В своем детском саду я провожу.

Русское подворье. Знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурой и бытом русского народа Музалева Эльмира Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад №188 «Радость» г. Саратова. Русское подворье. Младший дошкольный.

Совместная и самостоятельная деятельность воспитателя с детьми СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ понедельник утро Тематические беседы Игровая деятельность Дидактические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению старших дошкольников с традициями и бытом русского народа.
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 20:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД