МААМ-картинки

Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края

Марина Агафонова
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Малосалаирский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Совместная работа детского сада и семьи

в приобщении ребенка к культуре родного края

методические рекомендации

Исполнитель :

Агафонова Марина Леонидовна,

воспитатель МБДОУ Малосалаирский

детский сад комбинированного вида

«Солнышко»

Малая Салаирка 2016

Содержание

1. Введение…3

2. Теоретические аспекты организации… 6

3. Заключение…9

4. Список литературы…. 11

Введение

Публикация «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края» размещена в разделах

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Выражение «гражданин мира» все больше приобретает актуальное значение : расширяется общение, возрастает интерес к мировой культуре, истории и современности. Учитывая специфику, тенденции настоящего, возникает потребность воспитания тех качеств, которые помогают общаться, расти духовной личностью, ориентироваться в многообразии культур, уважать традиции не только своего народа, но и других. К сожалению, приводит к негативным явлениям ускоренный ритм жизни, обилие информации, неумение ориентироваться в жизненных ценностях.

Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. В этом возрасте наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Поэтому он наиболее благоприятен для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детский образ восприятия яркий и сильный, надолго остается в памяти. У ребенка развиваются черты характера, которые связывают его со своей страной, с народом. Дошкольник слышит народные песни, музыку, играет в народные игры, игрушками, получает впечатления от быта, о природе родного края, о труде, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Любовь к Родине начинается с любви к семье, селу, месту, где живешь. Поэтому нужно уделять большое внимание ознакомлению дошкольников с культурным и историческим своеобразием родного края.

Так кому же принадлежит ведущая роль в патриотическом воспитании ребенка – детскому саду или семье? Рождаясь, ребенок попадает в самый близкий для него мир – семью. Именно с семьи ребенок начинает познавать жизнь, ощущать себя как значимую единицу. Самые близкие и убедительные примеры для малыша – отец и мать. Именно с родителей он берет пример, старается подражать и строит свое поведение. Близкие люди будят в малыше чувства и эмоции, которые потом сопровождают его всю дальнейшую жизнь. Самое глубокое чувство всех возрастов – любовь. У ребенка эта любовь к родителям. С возрастом она становится осознанной, появляются новые проявления: понимание, уважение, забота. На данном этапе взрослые учат малыша видеть и ценить добро, которое ему дарят. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности очень большая. Ведь именно в семье малыш получает первые чувства гражданственности, социальный опыт.

И если детский сад устанавливает тесную связь с семьей, эффективнее будет приобщение дошкольников к культуре родного края. Поэтому необходимо подключать семью к процессу ознакомления дошкольников с родным краем. Важным условием работы детского сада с семьей является сотрудничество педагогического коллектива и родителей, открытость педагогического процесса. В настоящее время эта работа актуальна и трудна, требует большого терпения и такта, так как в молодых семьях нравственное воспитание не считают важным. Многие родители не находят времени для организации культурного досуга с детьми, ссылаясь на усталость и высокую загруженность делами.

Цель работы :

приобщение детей и родителей к истории и культуре родного края, сближение поколений, укрепление детско – родительских отношений.

Добиваясь основной цели, включив все ценности и традиции семьи в процесс воспитания дошкольников, решаются следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, детскому саду, селу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- создание в детском саду и в семье условий для саморазвития дошкольника как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к народным традициям

- развитие эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду;

- содействие воспитателя и родителей всестороннему развитию ребенка, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с обычаями и традициями своего народа;

- реализация лучших семейных традиций и на этой основе приобщение дошкольника к культуре предков.

Основной принцип – приоритетность регионального культурного наследия;

- воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему;

- комфортность, сотрудничество;

- общечеловеческое развитие на основе семейных, местных, региональных и национальных традиций.

Теоретические аспекты организации

Одним из важных аспектов работы является тесное взаимодействие с родителями по вопросам приобщения к наследию прошлого, на основе их включения в проектную деятельность. Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребенка. Поэтому, педагогам необходимо помогать родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в знаниях, научить сотрудничать с ребенком, любить и понимать его, вовлекать родителей в воспитательно – образовательный процесс, применяя разнообразные формы их участия в различных мероприятиях.

Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко заложили фундамент теории и практики основ патриотического воспитания, рассмотрели принципы патриотического воспитания – это расширение связей ребенка с окружающим миром через малое к большому, принцип приритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу дошкольника. В. А. Сухомлинский указывал, что «любовь к Отечеству становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем».таким образом, вопросы патриотического воспитания всегда имели большое значение в воспитании подрастающего поколения. В современной России идея патриотического воспитания приобрела государственное значение и была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В качестве основополагающего фактора рассматривается национально – региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

У младших дошкольников приобщение к русскому народному творчеству идет через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизации, театрализованные представления, семейные праздники (Масленица, Рождество). В среднем дошкольном возрасте формируются нравственно – патриотические качества на ознакомлении с культурой и историей наших предков, бытом, повседневной жизнью. У старших дошкольников уже трансформируются зачатки патриотизма: есть интерес к истории своего края, села, к народным праздникам. Они имеют собственный опыт, обладают способностью наблюдать и анализировать действия и поступки. Им необходимо показать красоту созданных веками культурных и бытовых ценностей, помочь полюбить свое родное, близкое. Формы работы – проведение совместных праздников, вечеров досуга, развлечений, выставок, где старшее поколение делится опытом с младшим. Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с семьей.

Одной из инновационных форм работы является проектирование, где педагоги последовательно конструируют процесс взаимодействия с семьей, поэтому общение с родителями разворачивается как совместная деятельность субъектов в рамках сотрудничества, содействия и взаимного дополнения. Работа, проводимая в рамках проекта, помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшает детско – родительские отношения на основе совместной деятельности. Конечно же, все это воспитывает любовь к Родине, приобщает дошкольников к истории своего народа и края.

Только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи можно вырастить настоящих граждан России, которые способны освоить огромную культуру своей страны и постичь ценности мировой цивилизации. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и взаимодействие».

Сотрудничество – это общение на равных, где нет привилегии указывать, оценивать, контролировать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, где есть взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» личное взаимодействие воспитателей и родителей по поводу успехов и неудач, трудностей и радостей, размышлений и сомнений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Взаимодействие воспитателей и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни детского сада;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- разнообразных программ совместной деятельности детей и родителей.

Заключение

Приобщение ребенка к культуре родного края является одной из задач ДОУ и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, на которой он живет, селу, формирует бережное отношение к природе, уважения к труду, чувство уважения к другим народам. Работа ведется последовательно, от простого, то есть от семьи, детского сада, к более сложному – село, край.

Именно потому, что все – таки семья является ключевым звеном направления нравственно – патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и детского сада, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, помочь, дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями. Это взаимодействие необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи, общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща, предъявляя воспитанникам одинаковые требования, помогать друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Особое значение имеет пример близких, взрослых людей. Работу по ознакомлению с родным краем нужно проводить на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

Патриотизм – понятие ёмкое. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс длительный и сложный, который требует большой личной убеждённости и вдохновения взрослого.

Как мы уже говорили, любовь к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным селом, родным краем – это те чувства, которые необходимо сформировать педагогу совместно с родителями в процессе работы с дошкольниками.

Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и общественных отношений. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит

родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит в детском саду и дома.

Также нужно учитывать, что воспитывать любовь к Родине, своему родному селу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. От совместной работы детского сада и семьи можно

ожидать результаты

для детей:

- воспитание общительного, эрудированного ребенка, имеющего представления о себе, обществе, культуре родного края;

- развитие интереса к истории и культуре родного края;

- успешная социализация в обществе.

Для родителей:

- возможность участвовать в организации воспитательно – образовательного процесса;

- возможность получить информацию о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

Список литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 203 с.

2 Кондрыкина, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст] : опыт работы по патриотическому воспитанию / Л. А. Кондрыкина. - М. : Сфера, 2011.- 192 с.

3. Наше село на счастье дано [Текст] : сборник /сост. С. Е. Евдокимов. - Гурьевский район, 2009. – 72 с.

4. Павлова, Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика – Синтез: ТЦ Сфера, 2010.- 168 с.

5. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений [Текст] / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 48 с.

6. Теплюк, С. Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада [Текст] : программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 144 с.

7. Школьник, Ю. К. Развитие речи. [Текст] : наглядное пособие / Ю. К. Школьник. – М. : Эксмо, 2012. - 80с.

Публикации по теме:

«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка»«Партнерство семьи и детского сада в развитии личности ребенка посредством совместного творчества в студии «Театрошка» Студия детского творчества «Театрошка» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных.

Роль семьи в приобщении детей к театру Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 13732 Отделение дошкольного.

Совместная деятельность воспитателя детского сада и семьи в нравственно-трудовом воспитании старших дошкольников Цель исследования: определить теоретико-педагогические основы совместной трудовой деятельности воспитателя и семьи как средства нравственного.

Консультация «Защита прав и достоинства маленького ребенка: усилия семьи и детского сада» «Стоит ли дошкольников знакомить с их правами?»- такой вопрос мы задали родителям воспитанников нашего детского сада. «Без сомнений, да.

Партнерство семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную образовательную микросреду - образовательное пространство. Главным.

Работа воспитателя по взаимодействию детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребенка Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными.

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Совместная познавательно-художественная деятельность по приобщению детей к культурно-историческим ценностям родного края Совместная познавательно-художественная деятельность по приобщению детей подготовительной группы к культурно-историческим ценностям родного.

Культура, природа родного края должны войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души "Родной свой край люби и знай" Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства! Почему, даже уехав из родных мест.

Совместная деятельность с детьми старшей группы «Красоты родного края  в его архитектуре» Совместная деятельность с детьми старшей группы Тема: «Красоты родного края – в его архитектуре» Задачи: 1.1 Учить различать произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края
Опубликовано: 27 марта 2016 в 18:19
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД