Папки-передвижки

Современные представления о нарушениях развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их образовательные потребности

ольга рубанова
Современные представления о нарушениях развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их образовательные потребности

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, приводится следующее определение термина «дети с ограниченными возможностями здоровья».

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

• дети с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие);

• дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, функциональными нарушениями зрения);

• дети с тяжелыми нарушениями речи;

• дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

Публикация «Современные представления о нарушениях развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их образовательные потребности» размещена в разделах

• дети с задержкой психического развития

• лица с нарушением интеллекта (умственно отсталые);

• лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• лица со сложными недостатками развития.

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи

Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным, особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); потребность в формировании социальной компетентности.

Потребность в развитии всех компонентов речи, рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий детьми с ТНР создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока.

Потребность в формировании навыков чтения и письма.

Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки.

• Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка, с учетом особенностей психофизического развития;

потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);

потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;

потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;

потребность в предоставлении услуг тьютора;

потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;

потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;

потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития

• в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

• в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

• в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

• в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.,

• в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;

• в развитии личностной сферы : развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

• в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

• в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

• в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Так, значительно снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы (раздела, замедляются темпы обучения. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у учащихся с нарушением интеллекта знания, умения и навыки должны быть вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.

В обучении детей рассматриваемой категории используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно. Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой учащимися могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.

Для комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в организации учебного пространства необходимо обеспечить следующие условия:

• безопасное предметное наполнение помещения (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т. п.);

• оборудование специальными приспособлениями в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ;

• свободный доступ естественного света в помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;

• равномерное, рассеивающееся по всей поверхности рабочей зоны освещение в помещениях;

• устранение факторов, негативно влияющих на состояние детей с ОВЗ;

• наличие невербальных средств коммуникации, таких как графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);

• наличие технических средств, созданных с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (компьютеров, баз данных, коммуникационных каналов, программных продуктов); службами поддержки применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

При создании «безбарьерной среды» для детей с нарушенным слухом важно помнить, что серьезной проблемой является получение информации, поэтому в первую очередь требуется создать сенсорно-акустически доступные источники информации, которые позволят этим детям воспринимать максимальный объем сведений:

удобно расположенные и доступные стенды с наглядным материалом о правилах поведения, безопасности, распорядке/режиме функционирования организации, расписании занятий и последних событиях, ближайших планах и т. д. ;

табло с «бегущей строкой» / мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;

световая индикация начала и окончания занятий в помещениях общего пользования (залах, рекреациях, столовой, библиотеке и т. д., что обеспечит для них ориентацию в учебном пространстве и самостоятельную организацию собственного времени;

доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями.

Обустройство рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом является значимым элементом в создании специальных образовательных условий и предполагает наличие исправного слухового аппарата/кохлеарного импланта, оснащение класса мультимедийной аппаратурой выбор удобной парты и желательного партнера. Для ребенка с нарушенным слухом рекомендуется избрать первую парту (около окна или учительского стола) достаточном пространством вокруг, чтобы ученик в процессе речевого полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Иногда целесообразно поместить такого ребенка так, т. е. справа/слева от него, чтобы на уроке его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу. Помощь в его размещении в классе может оказать сурдопедагог. Парты можно поставить полукругом, чтобы обучающийся с нарушенным слухом всегда мог держать педагога в поле зрения, видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, воспринимать информацию как слухозрительно, так и на слух. Кроме того, нужно, чтобы он имел возможность одновременно видеть лица большинства одноклассников. Его рабочее место должно быть хорошо освещено, на парте предусмотрено размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой при предъявлении незнакомых слов, терминов.

Целесообразно иметь два специальных кабинета:

– комнату для релаксации - место для отдыха, где ребенок может расслабиться и «отключить» слуховой и зрительный анализатор;

– кабинет для коррекционно-развивающих занятий с сурдопедагогом, педагом-психологом и учителем-логопедом. Их размер должен быть не менее 15 м2, со звукоизоляцией и оснащением разнообразной мультимедийной аппаратурой.

Образовательная организация для детей с нарушением зрения должна обеспечить наличие различных зрительных ориентиров. На улице к ним относятся:

• стрелочные указатели, показывающие направление, в котором следует идти до указанного на них номера корпуса, их устанавливают на расстоянии 500 мм от входной двери справа на высоте, удобной для слабовидящих. Номер наносится черной краской на белом фоне - габаритные размеры: 700х500 мм, толщина линий шрифта – 30 мм;

• если входные двери в здании стеклянные, их на определенной высоте обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм каждая: верхняя полоса - красного цвета, нижняя полоса – желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500 мм от уровня пола.

В помещении ориентирами служат:

• поэтажные планы, которые висят у входа на каждый этаж.

• указатели направления к различным аудиториям (классам, кабинетам, служебным помещениям, установленные на всех этажах учебных корпусов;

• таблички размером 500х150 мм с надписанными номерами аудиторий, названиями учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые крепятся на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6-1,7м, текст выполняет на белом фоне черным цветом, толщина линии – 10 мм.

Важно проследить, чтобы окружающее образовательной организации в частности переходы через проезжую часть улицы пространство было обеспечено внешними слуховыми ориентирами, звуковыми светофорами.

Класс рекомендуется оборудовать одноместными партами, с выделенной рельефной фактурой. Их следует поставить так, чтобы окна не находились позади них, а располагались слева от них. Желательно, чтобы парта была зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающим предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога. Местоположение парты в классе для ребенка с нарушенным зрением определяется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Особое внимание уделяется рабочему месту обучающегося с нарушенным зрением. Оно должно быть снабжено индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Уровень освещенности рабочего места ребенка, имеющего остаточное зрение, должен быть увеличен (также по рекомендации врача-офтальмолога) за счет оборудования дополнительным источником света.

Образовательная организация для детей с ТНР должна иметь логопедический кабинет и кабинет педагога-психолога. Первый необходимо оснастить видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальными дидактическими средствами для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, а также специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.

Для детей с НОДА особенно важна возможность беспрепятственной доступности всех объектов инфраструктуры образовательной организации.

Для того, чтобы обучающиеся с двигательной патологией могли попасть на территорию образовательной организации, необходимо установить достаточно пологий (10-12°) пандус у входа в здание, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса е менее 90 см и он должен быть огражден бортиком (высотой - не менее 5 см) и снабжен поручням (высотой - 50-90 см, длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери здания должны открываться в противоположную от пандуса сторону, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. По всему периметру коридоров, проходят поручни, чтобы ребенок, который плохо ходит, мог, передвигаться по зданию держась за них. Ширина дверных проёмов во всех помещениях должна быть не менее 80-85 см., иначе коляска в них не пройдет. Для подъема на верхние этажи в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить пользование им для остальных учащихся, а также подъемники на лестницах.

Следует предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений для детей данной категории (специальной клавиатуры, различных контакторов, заменяющих мышь, джойстиков, трекболов, сенсорных планшетов).

В образовательной организации для детей с НОДА желательно иметь следующее специальное оборудование:

средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок (комнатных, прогулочных, функциональных, спортивных, подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные, костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуары и др. Во многих многофункциональных креслах-колясках дети проводят значительное время. В них должен имеется столик для занятий и приема пищи, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей, съемное судно.

• средства, облегчающие самообслуживание детей : наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами, приемники, магнитофоны;

• мебель подобранная в соответствии с возможностями детей.

Классы должны быть оборудованы партами, регулируемыми по росту обучающихся, а также специализированными креслами-столами с индивидуальными средствами фиксации, предписанными в медицинских рекомендациях.

Для успешной реализации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях инклюзивного, требуется особое учебно-методическое обеспечение.

Образовательная организация должна располагать учебниками и с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и дополнительными материалами по всем учебным предметам. Дополнительный фонд включает детскую художественную и научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ООП и АООП.

У нее также должен быть доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к тем, которые, размещены в федеральных и региональных базах.

Образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Включение детей с ОВЗ в общеобразовательную организацию требует обязательного учета их разноуровневой подготовки на момент поступления в школу. Учет структуры нарушения, возможностей определенного ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном маршруте - все это требует реализации индивидуального дифференцированного подхода к его обучению. Обучение детей с ОВЗ должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы. Каждому ребенку следует периодически проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах. Администрация и педагоги образовательной организации должны регулярно запрашивать рекомендации по осуществлению лечебно-профилактическому режиму, учитывающему возрастные изменения школьников и контролировать их выполнение.

Целесообразно применять щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок. В середине каждого урока рекомендуется проводить физкультурную минутку, предусматривающую снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки детей, и конечно, облегчение зрительной нагрузки и снижение активизации зрительной системы. При этом очень важную роль играет взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителей-логопеда, дефектолога, психолога, и врачей различных специальностей.

В условиях инклюзивного образования в учебный план образовательной организации с целью повышения уровня общего развития обучающихся включены коррекционные занятия. Они проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. При этом соблюдаются следующие обязательные условия: материал планируется на основе принципа от простого к сложному, помощь взрослого дозируется с постепенным переходом от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе обучающегося.

Организуя инклюзивное обучение, следует помнить, что ребенку необходима регулярная специализированная помощь специалистов-сопровождения, а родителям и педагогам-предметникам – его консультации.

Зная их особые образовательные потребности, учитель должен быть готов к следующим обязательным действиям:

• сотрудничеству со специалистами-сопровождения и родителями ребёнка с ОВЗ;

• стимулированию полноценного взаимодействия ребенка с ОВЗ со сверстниками и содействия скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

• воспитанию у одноклассников товарищеского отношения к ребенку с ОВЗ, поощрению освоения ими способов общения и взаимодействия с ним;

• соблюдению определенных методических требований (месторасположения относительно ученика с ОВЗ; наличия наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроля понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т. д.);

• организации рабочего пространства ученика с ОВЗ;

• включению ребёнка с ОВЗ в учебный процесс на уроке, с использованием специальных методов, приемов и средств, учитывающих возможности этого ученика, при этом избегая гиперопеки и не задерживая темпа проведения урока;

• решению в процессе урока ряда задач коррекционной направленности (стимулированию слухо-зрительного внимания; проверки понимания ребенком обращенной речи, заданий, текстов; исправлению ошибок речевого и произносительного характера и закреплению навыков грамматически правильной речи; расширению словарного запаса и обеспечению его понимания, развитию связной речи ученика, оказанию помощи при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т. д.).

Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка с ОВЗ с целью ее активного вовлечения в образовательный процесс. Для этого организуются партнерские отношения с родителями, их максимально привлекают как к коррекционно-развивающей, так и к общей образовательной работе.

Финансово-экономическое обеспечение образования детей с ОВЗ опирается на п. 2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в РФ». Согласно Закону, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги для каждого уровня образования определяются по ФГОС, с учетом каждого вида и направленности (профиля) образовательных программ форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ и технологий, специальных условий получения образования, обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от степени ограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями обучающиеся, имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровни образования.

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий : начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение №57 "Белочка" г. Улан-Удэ Доклад-презентация "Современные образовательные.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Пояснительная записка Адаптивная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья комбинированного дошкольного образовательного.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗЛогопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Развитие и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве дошкольных организацийРазвитие и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве дошкольных организаций В рамках реализации ФГОС дошкольного образования по инклюзивному воспитанию 20 октября 2017 г. прошел городской проектно-аналитический семинар.

Современные образовательные технологии Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Современные образовательные технологии по социально-коммуникативному развитию детей Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного.

Современные образовательные технологии в ДОУ Использование технологий является одним из приоритетов образования Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем Занятия строятся.

Современные технологии в обучении детей с ОВЗ УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОРШАНСКОГО РАЙОНА.

Статья «Особые образовательные потребности дошкольников» ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Галущак Т. В. МОУ “Начальная школа п. Дубовое” Все чаще в дошкольных и школьных учреждениях.

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ Работая логопедом в реабилитационном центре с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные представления о нарушениях развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их образовательные потребности
Опубликовано: 19 января 2018 в 11:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД