Папки-передвижки

Создание инклюзивного пространства в ДОУ

Митрофанова Любовь Дмитриевна
Создание инклюзивного пространства в ДОУ

"Создание инклюзивного пространства в ДОУ".

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Публикация «Создание инклюзивного пространства в ДОУ» размещена в разделах

К сожалению, сегодня многие дошкольные образовательные учреждения морально готовы принимать "особых" детей, но далеко не все из них на практике оказываются способными эффективно организовать процесс включения детей с особыми потребностями в имеющийся распорядок.

Инклюзивное образование - вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс и жизнь группы (класса).

Цель инклюзии - организация пространства группы (класса) для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.

Объект исследования: инклюзивное образование.

Предмет исследования: создание инклюзивного пространства в дошкольных образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.

Условия инклюзивной практики :

• Учет индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

• Использование новых подходов к обучению, вариативных форм и методов обучения и воспитания.

Создание новых форм и способов организации образовательного процесса.

• Введение командных форм работы, проектных форм организации деятельности.

• Осуществление мониторинга инклюзивных процессов.

В настоящее время в российской системе образования выделяются несколько видов интеграции в образовательном процессе в тех дошкольных и школьных учреждениях, где открыты как обычные классы и группы, так и специальные (коррекционные) :

1) Комбинированная интеграция (по виду образовательная, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются и воспитываются в массовых группах (классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса).

2) Частичная интеграция (по виду образовательная и социальная, при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в среду нормально развивающихся сверстников. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельном специальном коррекционном классе (группе, который открывается в данном образовательном учреждении.

3) Временная интеграция (по виду социальная, при которой все дети специальной группы (класса) вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

4) Смешанная интеграция (по виду образовательная, при которой в дошкольной группе, а возможно и в классе, создаются смешанные группы, при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых детей и детей с особенностями развития не менее 2:1.

Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение или школу наравне со своими типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т. д.) и усилиями специалистов образовательного учреждения (логопедическое и психологическое сопровождение).

Перечислим основные принципы построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ.

• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

• Принцип междисциплинарного подхода. В каждой группе работают специалисты (логопед, психолог, дефектолог, организуют обсуждение в момент приема ребенка в группу и составления или изменения программы развития.

• Принцип вариативной развивающей среды. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, с учетом структуры нарушения в развитии (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.).

• Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания. Междисциплинарная работа предполагает способность использования педагогом методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики.

• Принцип модульной организации образовательных программ. Программа проведения фронтальных занятий по математике, развитию речи и т. д. предполагает включение в базовую программу обучения и воспитания модулей из специальных коррекционных программ (программ для детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития и др.)

• Принцип самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу детского сада возможно введение дополнительных развивающих программ («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность).

• Принцип семейно-ориентированного сопровождения. Принцип позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.

• Динамического развития образовательной модели детского сада. В каждом инклюзивном образовательном учреждении наличие дополнительных служб, программ и методов зависит от комплектования группы. Модель детского сад может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

• Активного включения всех участников образовательного процесса. Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Основные положения организации инклюзивного образования в общеразвивающем ДОУ:

– индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания в зависимости от психофизических возможностей и речевого развития детей;

– технологизация и стандартизация педагогического процесса;

– обновление содержания образования и контроль осуществляемых инноваций;

– мониторинг познавательно-речевого, физического, художественно-эстетического и социально-нравственного развития детей как критерия качества образования в ДОУ;

– оценка здоровья детей как критерия определения качества функционирования педагогической системы ДОУ.

На организационном уровне построения «Детского сада для всех» наиболее сложным является механизм проектирования и реализации дифференцированной и индивидуальной модели выбора образовательных, воспитательных, здоровьеобеспечивающих, коррекционных технологий, согласно уровню развития детей.

Концепция «Детского сада будущего» заключается в изменении смысла дошкольного образования с идеи адаптации ребенка к условиям обучения на адаптацию педагогических условий и образовательной среды к потребностям и возможностям ребенка.

Вопрос об инклюзивном образовании — очень непростой, и, конечно, он подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию. Следует изучать опыт работы тех школ и детских садов, в которых эти программы уже работают, и попробовать распространять его и дальше.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет об оформлении группового пространства и раздевалкиФотоотчет об оформлении группового пространства и раздевалки Оформление группы в детском саду является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Различные варианты зависят от возможностей.

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Оформление пространства группы к Новому году.Оформление пространства группы к Новому году. Оформление пространства группы к Новому году. Самый сказочный, долгожданный праздник для детей – это Новый год. Наступает декабрь, и мы.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание инклюзивного пространства в ДОУ
Опубликовано: 5 марта 2020 в 14:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД