МААМ-картинки

Создание поисковой познавательно-интерактивно-коммуникационной системы (Ппикс)

любовь соколова
Создание поисковой познавательно-интерактивно-коммуникационной системы (Ппикс)

Создание поисковой познавательно – интерактивно – коммуникационной системы (ППИКС).

Автор: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР МКДОУ № 38 г. Никольское Соколова Любовь Владимировна

Американский философ и педагог Джон Дьюи еще в 20-м веке считал, что если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.

Публикация «Создание поисковой познавательно-интерактивно-коммуникационной системы (Ппикс)» размещена в разделах

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий, а значит и обучение детей должно проходить с их активным использованием.

Мы значительно отстали в информатизации образования от многих других стран, поэтому «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (1).

Электронные образовательные ресурсы для дошкольных образовательных учреждений разрабатывались в рамках проекта ФЦПРО «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011-2012 гг.).

Было разработано для дошкольного образования по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность» 900 электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) по типу интерактивных развивающих игр (далее – ИРИ, часть уже апробирована (https://eor-np.ru/taxonomy/term/548). Содержательно и методически они создавались в соответствии с ФГТ, разработка новых ресурсов в соответствии с ФГОС ДО запланирована на период до 2020 года.

Еще всего несколько лет назад педагоги в нашем дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) практически не владели ИКТ - технологиями. В настоящее время происходит активное оснащение детского сада мультимедийными и интерактивными средствами обучения.

Однако педагоги нашего ДОУ испытывают затруднения:

в поиске эффективных, качественных и адаптированных под детей разных возрастных групп, с разными образовательными потребностями и возможностями, а так же нашу основную образовательную программу дошкольного образования (далее – ООП ДО) и адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования (далее – АООП ДО) программных продуктов (ЭОР – электронных образовательных ресурсов) – презентаций, обучающих видео - материалов, интерактивных развивающих игр,

в формирование оптимальной системы их сочетания и использования в образовательном процессе.

Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и легкой степенью умственной отсталости. В моей группе 10 человек, в основном мальчики. Все они любят играть на компьютерах.

Цель моей текущей инновационной деятельности в рамках создания презентуемого инновационного продукта с использованием ИКТ: разработка интерактивных развивающих игр (ИРИ, не требующих установки дополнительного программного обеспечения в программе Power Point, под актуальные задачи познавательного развития детей с ЗПР, решаемые в ходе реализации АООП ДО и работе с детьми по основным лексическим темам с дальнейшим оформлением их в сборник.

Цель дальнейшей моей работы по внедрению ИКТ, как педагога - инноватора: создание единой поисковой познавательно – интерактивно – коммуникационной системы (далее - ППИКС, включающей ИРИ, обучающие мультики, учебные фильмы и мультимедийные презентации, электронные энциклопедии для работы с детьми ЗПР в рамках познавательного развития и реализации АООП ДО.

Согласно ФГОС ДО ППИКС предоставит :

- возможность детям строить свои образовательные траектории самостоятельно (индивидуализация, делая выбор ЭОР из ППИКС;

- возможность родителям быть включенными в работу по познавательному развитию своих детей;

- возможность специалистам четко определиться в своем вкладе в познавательное развитие детей средствами ИКТ;

- возможность педагогам, не тратя время и силы на поиск ЭОР, интересно выстроить свой образовательный процесс с использованием ИКТ, как требует ФГОС ДО.

Цель на перспективу для работы с детьми с использованием ИКТ: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через ПИКС, систему информационно - коммуникативных технологий (интерактивных развивающих игр, мультимедийных презентаций и обучающих мультиков, учебных фильмов, электронных энциклопедий).

Вышеперечисленные цели будут полностью реализованы в 3 этапа (в данной конкурсной работе представлен инновационный продукт, как результат первого этапа) :

1. Разработка и первичная апробация ИРИ (июнь – ноябрь 2017 г.).

2. Создание единой ППИКС и апробация ее отдельных элементов (сентябрь – май 2017 г.).

3. Внедрение ППИКС в работу с детьми ЗПР, включение родителей в использование ИРИ и ППИКС (сентябрь 2018 – май 2019 г.)

Дополнительно могут быть проведены еще 2 этапа, которые создадут большую масштабность данного педагогического проекта и возможность использования продукта другими педагогами.

4. Апробация использования ИРИ и ППИКС в группах общеразвивающей направленности (ноябрь 2017 – май 2019 г.)

5. Широкая презентация ИРИ и ППИКС педагогам области и района на конференциях, методических объединениях через выступления, семинары и мастер - классы, публикации, участие в профессиональных конкурсах (сентябрь 2017 – май 2020 г.)

Задачи, так же как и цели могут быть разделены на задачи для меня как педагога – разработчика и задачи как для педагога, работающего с детьми. При реализации 4 и 5 этапов так же могут быть определены задачи как для педагога – наставника и педагога - транслятора опыта своей инновационной деятельности коллегам.

Задачи первого этапа:

1. Изучить материалы (презентации, видеоматериалы, специальную литературу) по разработке ИРИ.

2. Изучить уже, имеющиеся ИРИ (на дисках и в сети интернет) с целью определения потребности в разработке ИРИ и принципов работы ИРИ как дидактической игры.

3. Определиться с тематикой, задачами и содержанием, принципами работы ИРИ.

4. Придумать героя, который будет сопровождать детей в их развитие.

5. Разработать ИРИ.

6. Провести первичную апробацию ИРИ для определения их эффективности в работе с детьми и дальнейшей корректировке.

Реализация задач второго этапа приведет к подготовке нового продукта инновационной деятельности - ППИКС, третьего этапа – поможет запустить систему использования ИКТ для познавательного развития детей с ЗПР через внедрение ППИКС и сформировать у детей новые компетентности.

Задачи второго этапа:

1. Изучить ИРИ, интерактивные презентации и обучающие мультфильмы, учебные фильмы, имеющиеся в ДОУ и сети Интернет.

2. Отобрать лучшие и необходимые для решения задач познавательного развития в рамках работы по лексическим темам в процессе реализации АОП ДО.

3. Определить их оптимальное их сочетание и включение в общую систему работы с детьми ЗПР всех специалистов и воспитателей, родителей.

4. Провести первичную апробацию отдельных элементов ППИКС, провести ее корректировку и координацию использования.

Задачи третьего этапа:

Для педагога:

1. Организовать системное внедрение ППИКС в работу с детьми ЗПР всех педагогов группы (воспитателей, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога).

2. Подготовить и провести для педагогов группы семинар по использованию ИРИ и ППИКС в познавательном развитии детей ЗПР, мониторинг потребности в дальнейшей доработке ИРИ и корректировке ППИКС.

3. Подготовить и провести мастер – класс для родителей по их включению в познавательное развитие детей через использование ППИКС.

4. Подготовить и разместить материалы для родителей на групповой страничке в Контакте, организовать сопровождение родителей в использование ПИКС.

5. Организовать проведение с детьми кругов общения по просмотренным дома учебным фильмам и обучающим мультфильмам.

Для детей:

1. Провести мониторинг умений детей при работе с интерактивной доской, столом и планшетом для самостоятельного использования ИРИ и всей ППИКС.

2. Провести групповое, подгрупповое и индивидуальное обучение детей работе с интерактивной доской, столом и планшетом для самостоятельного использования ИРИ и всей ППИКС, определиться с правилами их использования.

3. Познакомить детей с разнообразием ИРИ и вей ППИКС, научить делать выбор, исходя из своих интересов, потребностей и возможностей, способствовать совершенствованию умения самостоятельно и творчески подходить к решению познавательных задач.

4. Способствовать развитию тьютерского сопровождения детьми друг друга.

5. Развивать образовательное взаимодействие детей и родителей в процессе работы с использованием ППИКС дома.

6. Развивать желание презентовать свои умения и знания детям других групп.

7. Формировать личностные качества – настойчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе, познавательный интерес и др.

Реализация задач четвертого этапа позволит запустить авторские ИРИ и ППИКС на уровне всего дошкольного образовательного учреждения, а пятого этапа – транслировать свой опыт вне ДОУ.

Задачи четвертого этапа:

1. Подготовить и провести для педагогов ДОУ семинар по использованию авторских ИРИ и ППИКС в познавательном развитии детей дошкольного возраста, в т. ч. с ЗПР.

2. Подготовить для педагогов ДОУ материал опыта на диске и карте памяти.

3. Апробировать авторские ИРИ и ППИКС в группах общеразвивающей направленности, обеспечить программно – методическое сопровождение.

Задачи пятого этапа:

1. Подготовить публичную речь, презентацию к ней для выступления на конференциях, методических объединениях.

2. Подготовить и провести мастер – класс для педагогов по изготовлению авторских ИРИ для педагогов ДОУ, района, области.

3. Подготовить и провести семинар по использованию авторских ИРИ и ППИКС в познавательном развитии детей дошкольного возраста, в т. ч. с ЗПР.

4. Подготовить статью для публикации в сети Интернет и сборнике ЛОИРО.

5. Подготовить материалы к конкурсам, принять участие в региональных конкурсах и конкурсах в сети Интернет.

В методических рекомендациях Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф., Радионовой О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» выделены следующие дидактические принципы применения информационно- образовательных технологий:

– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;

– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;

–принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но постепенно нарастающей степенью сложности;

– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;

– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;

– принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;

–принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);

–принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);

–принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;

–принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления.

На Ярмарке инноваций 2017 мною представлен сборник авторских интерактивных развивающих игр к лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития «Играю вместе с Пиксиком». Дети знакомятся с главным героем Пиксиком на первом занятии, он включен во все авторские ИРИ.

Вот его первое обращение к детям: «Привет друзья! Меня зовут Пиксик. Я прилетел к вам с планеты Роболандия. Пиксики – это познавательно – интерактивно- коммуникативные системы, с помощью нас Вы можете много узнать нового, весело играя и общаясь. И сделаем мы это с Вами с помощью вашей интерактивной доски или интерактивного стола, планшета».

Он не только приглашает детей поиграть в авторские ИРИ, но и в целом сопровождает их при использовании ППИКС (поисковой познавательно – интерактивно – коммуникативной системы).

На данный момент для сборника «Играю вместе с Пиксиком» мною разработано 20 интерактивных развивающих игр к различным лексическим темам (охват – 21 тема, не проработано – 4 темы – «Папа, мама, я – дружная семья», «День победы», «Я бы в армию пошел…», «В здоровом теле – здоровый дух», «Цветочная поляна»).

Особенности авторских ИРИ:

- Все игры объединены одним героем Пиксиком;

- Игры разработаны на основе Power Point, просты в использовании, как взрослыми, так и детьми;

- В некоторых играх есть голосовое сопровождение;

- Слайды красочные и разнообразные, изображения понятные детям и эстетичные;

- Представлены разные типы игр: игра - раскраска, игра – викторина с выбором варианта ответа, логическая игра, игра на развитие восприятия;

- Многие ИРИ содержат несколько игровых заданий с предоставлением ребенку права выбора;

- В ИРИ с выбором есть кнопка возврата к началу игры для повторного выбора;

- Выполнение заданий сопровождается различными анимационными эффектами: исчезновение, вращение, появление нового изображения или текстового ответа, перемещение, увеличение, звук и салют…

Данные авторские интерактивные развивающие игры (ИРИ) могут быть использованы в работе педагогов (воспитателя, логопеда, дефектолога, педагога - психолога) с детьми как на группах общеразвивающей направленности, так и на группах компенсирующей направленности (нарушение речи, ЗПР).

Сборник игр может быть интересен педагогам, как на муниципальном, так и на региональном, всероссийском уровне, как начинающим педагогам, так и уже опытным специалистам. Интересен он будет и для родителей в качестве новой формы домашних заданий. Авторские ИРИ могут быть размещены на групповой страничке в Контакте для занятий родителей с детьми дома.

Результатом моей работы на данном этапе стали:

- разработка сборника авторских ИРИ,

- проведение мастер – класса для педагогов;

- появление авторских ИРИ на групповой страничке в Контакте в качестве домашнего задания;

- повышение заинтересованности педагогов и родителей в использование ИРИ, их ожидание презентации моих игр и всей ППИКС,

- повышение моей профессиональной ИКТ – компетентности;

- повышение познавательной активности, нацеленности на получение положительного результата у детей моей группы в ходе первичной апробации авторских ИРИ;

- участие и победа в конкурсах: лауреат первой степени в международном конкурсе «Мои достижения» в номинации «Использование ИКТ в работе педагога»; участник второго Всероссийского конкурса "Открытые ладони".

Применение компьютерных технологий в работе с детьми ЗПР дает целый ряд преимуществ:

- повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности ребенка во время индивидуальных занятий.

- компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка.

- решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий) .

Список литературы:

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»

2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ,

3. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).

4. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22. 07.2000 г.

5. Всемирный доклад по коммуникации и информации. ЮНЕСКО

6. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г. (утверждена Правительством РФ 1 ноября 2013 г.)

7. Проект ФЦПРО «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011-2012 гг.).

8. Методические рекомендации Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф., Радионовой О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Публикации по теме:

«Удивительный мир камней». Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности .

Конспект познавательно-поисковой деятельности «Такие разные мячи» Конспект познавательно-поисковой деятельности в подготовительной группе Тема. Такие разные мячи Цель. Создание условий для познавательного.

Конспект познавательно-поисковой деятельности в подготовительной группе «Дом для пингвиненка» Конспект познавательно-поисковой деятельности в подготовительной группе Тема. Макет «Дом для пингвиненка» Цель. Создание условий для развития.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов. Одним из важнейших условий.

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Создание рукописной книги» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (Сесиль Лупан). Тип проекта:.

Проект «Создание познавательно-исследовательского центра в средней группе «Познавай-ка» Проект "Создание познавательно-исследовательского центра в средней группе «Познавай-ка» Разработала: воспитатель Мазур Т. А Содержание 1. Краткая.

Семинар «Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников» В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде.

Создание в школе практико-ориентированной системы предпрофильной подготовки, позволяющей сделать сознательный выбор профессии .

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста Цель проекта: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности.

Создание здоровьесберегающей системы в современном учреждении ДО Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание поисковой познавательно-интерактивно-коммуникационной системы (Ппикс)
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 20:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД