Лучший педагог года

Создание предметно-развивающей среды «Техника» с центром активной познавательной деятельности детей

Софья Котлова
Создание предметно-развивающей среды «Техника» с центром активной познавательной деятельности детей

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Публикация «Создание предметно-развивающей среды „Техника“ с центром активной познавательной деятельности детей» размещена в разделах

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, мы провели оценку предметной среды и составили список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом мы выявили, так называемые дефицитарные области и определили чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.

По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде, прописанными в примерной программе, на основе которой создана Основная образовательная программа ДОУ).

Самоанализ

п/п

Наименование

Отметка о наличии

1

Календари природы

2

Коллекции

3

Атрибуты и пособия для исследовательской деятельности

4

Материалы для сенсорного образования

5

Наглядный материал, игры, пособия для ознакомления с окружающим миром

6

Художественная и энциклопедическая литература

7

Материалы по правилам безопасности

8

Дидактические и развивающие игры

9

Наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам

10

Картотеки речевых игр

11

Разные виды театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.)

12

Атрибуты для театрализованных игр (маски, шапочки)

Доступность игрового и дидактического материала.

Организация самостоятельной деятельности детей.

Аналитическая деятельность в рамках обзорного контроля.

Смотр-конкурс готовности групп к новому учебному году.

А затем перейти к качественному анализу предметного наполнения группы.

Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, мы постарались упорядочить предметно-развивающую среду : привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями основной образовательной программы детского сада; продумать поло-ролевую направленность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек; выявить и удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности детей.

Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т. е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

Не буду очень подробно останавливаться на общих вопросах создания предметно-развивающей среды в группе, расскажу лишь о некоторых особенностях создания развивающей среды для полноценной познавательно – исследовательской деятельности. В самом начале нашего пути мы столкнулись с проблемой наполнения зон познавательного развития реальными объектами для исследования, так как специфика работы с детьми дошкольного возраста больше склоняет педагогов к изучению репрезентативного материала (иллюстрации, плакаты, картинки, чем к использованию реальных предметов.

Познавательная деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка. Вместе с тем, на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает существенные изменения в плане структуры и средств осуществления. В подборе материала необходимо учитывать характер познавательно-исследовательской деятельности на каждом этапе дошкольного детства.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развить его познавательные интересы.

Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе, Д. Брунер,, и др.) как последовательном овладении ребенком все более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком, можно условно разделить материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы :

— объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;

— образно-символический материал;

— нормативно-знаковый материал.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.

В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.

В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.

В младшей группе мы размещаем материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке : в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.

Размещение материалов в группе для детей среднего возраста

В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

Размещение материалов в группе для детей старшего возраста

Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание предметно-развивающей среды своими руками в первой младшей группеСоздание предметно-развивающей среды своими руками в первой младшей группе Двухлетний ребёнок живёт по особым психическим законам. Познание окружающего мира,развитие речи,развитие движений,формирование мышления имеет.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского садаСоздание предметно-развивающей среды в группе детского сада Организация раздевалок В раздевалке находится: - Стенд детских работ и выставка детского творчества - Стенд НОД; - «Информация для родителей».

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание предметно-развивающей среды «Техника» с центром активной познавательной деятельности детей
Опубликовано: 19 января 2020 в 14:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД