Папки-передвижки

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста

Анжела Сандакова
Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста

1 слайд

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях.

2 слайд

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет в своей группе, я учитывала возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения ребенка.

Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах

Образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

3 слайд

- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональность материалов предполагает:

•возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

•наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.

- Вариативность среды предполагает:

•наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

- Доступность среды предполагает:

•свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям.

- Безопасность предметно-пространственной среды

Создавая предметно-развивающую среду в нашей группе учитывались требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Я старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

4 слайд

Правильно организованная ППС влияет на все стороны развития ребёнка, в том числе и на познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает:

5 слайд

-развитие интересов детей,

-любознательности и познавательной мотивации;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Для реализации области познавательного развития, в свете требований ФГОС ДО должна быть создана специальная развивающая предметно пространственная среда, которая проходит через центры детской активности.

В моей группе имеются центры, влияющие на познавательное развитие детей, некоторые из них я сейчас вам представлю

6 слайд

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. Через дидактические и настольно печатные игры происходит знакомство с окружающим миром и миром природы. У нас есть лото «Кто чей малыш?» Карточки для занятий «Домашние животные», «Дикие животные» «Овощи», «Фрукты», магнитная игра одень куклу по сезону, парные картинки, различные пазлы на эти же темы.

7 - 9 слайд

Очень любят дети играть с игрушками-представителями домашних и диких животных. У нас имеются макеты, благодаря которым можно показать детям, домашних животных на ферме и поиграть в такие игры как: «Кто где живет», «Чей малыш», «Кто как кричит», а так же «Покорми одну собачку (или много)» т. е. изучать количество, «Найди большую корову или маленькую» - изучать величину и т. д.

10-11 слайд

Макет дикие животные в природе. Аналогичные игры можно провести и с ними «Найди медвежонка», «Покорми белочку» и т. д.

12 слайд

Подобные игры по темам «Овощи и фрукты»: «Что растет на грядке», «Что растет на дереве», можно изучать цвет, например «Собери красные яблоки», изучать количество «Положи в корзинку одну морковку (или много)» и величину «Сорви с дерева большую грушу (или маленькую)» и т. д.

13 слайд

Макет «Транспорт» с помощью него можно изучать названия отдельных видов транспорта (машина, самолет, поезд, кораблик, и места их нахождения (вода, небо, дорога и т. д., также можно изучать величину, например «Прокати большую (или маленькую) машинку по дорожке», количество «Поставь на дорогу (много) или один паровозик, и цвета.

14 слайд

Макет дома «В гостях у кукол» с помощью него мы изучаем мебель и для чего она нужна на кухне, в прихожей, в спальне, в гостиной; тут же можно изучать одежду для любого времени года, одевая кукол. У нас есть ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухня с набором игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом. Дети с удовольствием играют в игры «Покорми куклу Машу», «Уложи спать Ваню» и т. д. Они эстетичны и привлекательны, вызывают эмоциональный отклик у детей, доставляют им радость и удовольствие, формируют верные представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

15 слайд

Игры с прищепками. Обогащают сенсорный опыт детей, развивают познавательную активность, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивают умение принимать воображаемую игровую ситуацию

Игра «Развесь белье» не только увлекает ребёнка и формирует в нём понятия о помощи маме, но и с их помощью можно изучать цвет, величину, количество, геометрические фигуры, а так же помогает лучше запомнить названия предметов одежды, а процесс развешивания белья развивает мелкую моторику.

16 - 17 слайд

Также для развития познавательной активности у нас в группе есть макет «Времена года», он дает детям элементарные представления о сезонных изменениях в природе, формирует интерес к явлениям природы. Дети сами могут добавлять предметы, которые считают подходящими, например деревья, цветочки, листочки, солнце и т. д. Все это крепится на липучки.

18 слайд

Мобиль. С его помощью мы не только запоминаем времена года и сезонные изменениях в природе, но и развиваем речевое дыхание. Дети любят становиться под мобиль и дуть на него. Поскольку мобиль легкий, то от самой легкой струи воздуха он колышется. С помощью мобиля можно проводить подвижные игры и игры малой активности: мы тянемся высоко к снежинкам, кружимся как бабочки, сидим на корточках, изображая цветы. Тем самым знакомимся с понятиями "высоко-низко", так же можем изучать количество, цвет, величину, овощи, фрукты, формы и т. д. в зависимости от того какие фигуры вырежем из картона и повесим на ниточки. Играем в такие игры как: «Дует, дует ветер», «Полетели птички» и т. д.

19 слайд

Центр «Песка и воды»

Цель центра: Обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт. Организуя игры с песком и водой, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов и развиваем познавательную активность.

20 слайд

Центр оборудован специальными игрушками: формочки, лопатки, ведерки, совочки, грабли; есть игра рыбалка, в нее входят: рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные) удочки и сачки. Можно поиграть «Поймай рыбку (большую, маленькую, красную, одну, много и т. д.) Так же в группе имеются водяная мельница, лейки, кораблики, мыльные пузыри, вертушки, султанчики. Играем в такие игры как: «Путешествие капельки», «Какой кораблик быстрее».

21 слайд

Для оформления уголка используются: природные материалы (песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья); пищевые продукты: (соль, сахар, мука, крупы); также цветная бумага, картон, ткани, обрезки кожи, мех; контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов.

22 слайд

Кинестетический песок. Кинестетический песок – очень интересный и современный материал для развития детей. Он доставит огромное удовольствие ребенку, он приятный на ощупь и не липнет к рукам. Игры которые можно с ним проводить:

«Прятки» Дети очень любят искать спрятанные предметы, например пуговицы, маленькие игрушки. Ребенок должен найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки. Например, для темы «Животные» задание может быть таким: найти диких животных или домашних.

«Угадай-ка» На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д. После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он оставит отпечаток, а взрослый – угадает.

23 слайд

«Огород» можно использовать этот песок вместо грядки и садить в него овощи муляжи.

«Сделай фигуры» для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство с фигурами проходит интересней и увлекательней. Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

«Кто выше» задача игры – построить башню как можно выше.

«Нарисуй на песке» это всем знакомая игра – палочкой рисуем на кинетическом песке. Рисунки могут импровизацией ребенка, так и на усмотрение взрослого: провести волнистую линию, соединить две фигуры.

«Наши ладошки» на кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п.

«Больше-меньше». Цель: показать ребенку наглядно соотношение – больше – меньше.

Для этой игры мы используем стаканчики различного диаметра. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток стаканчиков, меньших по диаметру. Ребенок наглядно видит разницу в этих понятиях и обучается играючи.

«Кнопочки» На песке с помощью отпечатков конструктора Lego Duplo, делаю клавиатуру. Ребенок с радостью нажимает на каждую кнопочку, вдавливая её.

У нас имеется картотекой игр с песком и водой.

24 слайд

Динамические игрушки

Яркая познавательная активность к окружающим предметам и миру в целом характеризует ребенка третьего года жизни. Действуя с предметами, экспериментируя с ними, малыш познает мир. Задача взрослого – разнообразить предметный мир, окружающий ребенка, а также поддерживать и развивать страсть к познанию у малыша. Динамические игрушки передают определенное движение, которое порождает ребенок собственным усилиям (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Можно поиграть в такие игры как: «Прокати лошадку», «Покорми зернышками курочек», «Раскрути юлу», «Прокати мяч»

25 слайд

Так же у нас имеются игрушки для игр, развивающих познавательную деятельность: набор «Строитель» деревянный и пластмассовый (кубики, конусы и другие модули разной формы и величины); пирамидки разного цвета; игры-шнуровки из дерева и вспененной резины; рамки-вкладыши разных форм и тематики и т. д.

26 слайд

Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Используйте свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Игры с водой, песком, создание мыльных пузырей и многое другое внесут в жизнь малыша радость открытия и познания. Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир.

Презентация

Публикации по теме:

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с детьми 4–5 лет   Требования к развивающей предметно- пространственной среде (ФГОС ДО п. 3.3.4) Тре3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста». В период раннего детства окружающая ребенка среда должна.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, совместное создание развивающей среды невозможно без участия.

Аналитическая справка создания предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Группу раннего возраста "Капельки" в 2015-2016 учебном году посещали 17 детей в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 8 мальчиков. I группа.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста Образовательная область Социально-коммуникативное развитие 1. Социализация, развития общения, нравственное воспитание 1. наглядные пособия.

Проект «Доступная среда» развивающей предметно пространственной среды в группе раннего развития Тип проекта: практико-ориентированный Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Масштаб: 2 года Актуальность: на сегодняшний день,.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного.

Работа с родителями о пополнении развивающей предметно — пространственной среды бытового уголка группы раннего возраста.Работа с родителями о пополнении развивающей предметно — пространственной среды бытового уголка группы раннего возраста. 1. Цель: Обновление развивающей среды бытового уголка (фартуки, сумки, головные уборы, чехлы на мебель в кукольном уголке и т. д.). 2. Задача:.

Семинар «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов ДОУ по данной теме. Ход семинара Вопрос создания предметно-развивающей среды.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и науки стали неотъемлемой частью нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 07:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД