МААМ-картинки

Создание эффективного воспитательно-образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ

наталия сапожникова
Создание эффективного воспитательно-образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка - одна из первостепенных забот педагогов дошкольного образования. В условиях нового времени специалисты ДОУ должны стремиться быть современными: внедрять инновационные формы и методы работы, реализовывать проектную деятельность, проводить интерактивные игры, руководить поисково-исследовательской работой детей. При этом очень важна правильная организация развивающей среды, создание эффективного воспитательно-образовательного пространства. Педагог должен учитывать особенности детей, посещающих группу в данное время.

Публикация «Создание эффективного воспитательно-образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах

Большая часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Однако, это не единственная категория детей с отклонениями в развитии. В нашем дошкольном образовательном учреждении мы воспитываем и обучаем детей с задержкой психического развития, с РАС (расстройства аутистического спектра, со сниженным интеллектуальным развитием, с ДЦП (детским церебральным параличом, со сложным дефектом развития. В данной ситуации мы ясно осознаем, как важно с первого дня поступления в наш детский сад, создать эффективные комфортные условия для максимального развития каждого ребенка. Наблюдая за воспитанниками группы, мы постоянно видим, что у этих детей большая проблема в общении со сверстниками, дети данной категории не умеют контактировать друг с другом, часто выбирают более жесткие и агрессивные способы общения, заменяют обычное детское времяпровождение на бесцельную и хаотичную, «полевую» деятельность. Для того чтобы процесс взаимодействия дошкольников происходил успешно, нам, как специалистам группы, необходимо обеспечивать:

• доступность игрового материала;

• наполняемость – разнообразие и достаточное количество материалов для игр;

• вариативность – своевременную сменяемость материалов, внесение элемента новизны;

• заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Развивающим фактором здесь становятся, с одной стороны, организация условий для различных видов деятельности, с другой - предоставление возможности для проявления и поддержания детской инициативы во взаимодействии с педагогом и сверстниками.

Хорошим помощником в процессе коррекционной работы предметно-пространственная среда становится только тогда, когда она спланирована в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и структуры первичного дефекта в развитии ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из нескольких компонентов:

• Содержательный – включает элементы с учетом образовательной программы ДОУ (материалы, специально подобранные или изготовленные по теме реализуемого проекта);

• Материальный - материалы и оборудование, наполнение уголков или зон активности детей;

• Организационный – совокупность пространственных параметров среды;

• Личностный – условия, которые позволяют детям взаимодействовать друг с другом, со взрослым, индивидуально.

Мы считаем, что заполнение предметно-образовательного пространства важной и понятной детям информацией, действительно способствует поддержке детской активности. Познавая целостную картину мира через предметно-образовательное пространство, дети с ОВЗ учатся адекватно воспринимать окружающий мир и ориентироваться в реальной действительности.

Мы апробировали разные методы и формы работы и попытались создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы каждый ребенок смог найти уголок для себя, то место, которое соответствует его настроению, помогает пережить страхи, снять эмоциональное напряжение и просто отдохнуть.

Особенно серьезное внимание мы стараемся уделять воспитанию и развитию самостоятельности и активности мышления у детей с ОВЗ. И здесь перед нами стоят следующие задачи:

- учить детей видеть предмет со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.);

- выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, то есть сравнивать их;

- развивать умение классифицировать предметы;

- приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения.

Для выполнения этих задач как раз и используется различное наполнение предметно-образовательного пространства. Например, в нашей группе создано комплексное зонирование:

- «Развивалочка» (бизиборды, доски для развития межполушарных связей головного мозга);

- «Речевой островок» (игры для развития мелкой моторики, тренажеры на формирование речевого дыхания, зазеркалье для речевых игр);

- «Звуковой мир» (музыкальные инструменты, игры для формирования слухового внимания, игры на развитие фонетико-фонематических процессов, звуковые книги);

- «Игралочка» (игры по развитию речи, тактильные пособия, сенсо-моторные игры)

- «Зеленый островок» (ознакомление детей с предметами и явлениями живой и неживой природы);

- «Наш дом» (зона по формированию у детей социальных умений и навыков)

При создании предметно-образовательного пространства мы опираемся на четыре направления:

- специально-организованное обучение;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная деятельность детей;

- взаимодействие с родителями.

Мы, как педагоги группы, постоянно пересматриваем образовательно-воспитательный процесс с целью его модернизации, обновления, видоизменения, дифференциации, что связано с широким диапазоном индивидуальных проявлений различных дефектов развития у детей с ОВЗ. А это, в свою очередь, влияет на организацию методического оснащения воспитательно-образовательного пространства.

В группе постоянно находятся продукты детского творчества, которые регулярно сменяются. Действует удобная система хранения игрушек и материалов, чтобы ребенок имел возможность свободно взять и легко убрать игровой материал. При создании предметно-развивающей среды мы стараемся убирать лишние элементы, чтобы все, что есть в группе, работало на развитие ребенка.

Таким образом, учитывая возрастные особенности детей с ОВЗ, их ведущую деятельность, появление опыта взаимодействия с предметами и его обобщения, педагог может построить развивающую предметно-пространственную среду для детей данной категории таким образом, чтобы игровое пространство было интересно и доступно каждому ребенку, создавало условия для развития.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Видео и фотоотчет о XIV районном диалоге-марафоне «Открытость и единство муниципального образовательного пространства»Видео и фотоотчет о XIV районном диалоге-марафоне «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» 22 января 2020 года в МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло открытое мероприятие в рамках XVI районного диалога-марафона.

Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» ВидеоФотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Создание предметно-развивающей среды. Маркер для разделения пространства «Автомобиль»Создание предметно-развивающей среды. Маркер для разделения пространства «Автомобиль» Создание предметно-развивающей среды: Маркер для разделения пространства "Автомобиль". Доброе время, мои дорогие гости! Продолжаем обогащать.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание эффективного воспитательно-образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 13:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД